Россиянина признали лучшим военным фотографом Америки

        Российский фотограф Юрий Козырев получил престижнейшую профессиональную награду — премию "Инфинити" Международного центра фотографии. Билеты на церемонию ее вручения продавали по тысяче долларов, а гостей в смокингах угощали шампанским.
        Сам Козырев больше привык к другому — вот уже два десятка лет он снимает войну, и чаще бывает в "горячих точках", чем в спокойных столицах.
        Его портфолио — это снимки из Беслана и Афганистана, Таджикистана и Чечни. В сентябре 2002 Козырев впервые приехал в Багдад — и с тех пор читатели журнала Time, для которого он снимает, видят Ирак его глазами.
        Юрий Козырев — гражданин мира, российский подданный, сотрудник американского журнала Time, последние годы постоянно проживает в Багдаде. Награда нашла своего героя в Нью-Йорке. Фотографы его чуть не проморгали. Обычно ведь он по другую сторону от объектива.
        Юрий Козырев, фоторепортер журнала Time: "Для меня очень важно быть там, где происходят события. Для меня, как репортера, это просто долг. Я не снимаю войну ради войны. Мне важно видеть, что происходит с людьми".
        В Ираке он это видит уже больше трех лет. И вместе с ним — мы. Вот снимок того, как хоронят убитых сыновей Саддама. Вот проводят ночную зачистку. Вот идет бой. Брат нашел тело брата в городском морге. Каждый снимок — крошечная новелла, иллюстрация к книге войны.
        Юрий Козырев, фоторепортер журнала Time: "Это дворец Удея, сына Саддама Хусейна, оккупированный американскими войсками. Знаменитая яма, а в ней — один из журналистов, который решил узнать, как это — просидеть в яме несколько месяцев".
        Все это кажется уже далеким прошлым, а наградили Юрий Козырева за снимки последнего года, когда снимать так, как он привык — подолгу присматриваясь, общаясь с людьми, выбирая выгодный ракурс — стало практически невозможно.
        Юрий Козырев, фоторепортер журнала Time: "Сейчас передвижение по городу похоже на военную операцию. У меня обязательно два автомобиля, ездит охрана, переводчик. Если мы где-то находимся, все ограничено во времени. То есть я могу находиться в городе пятнадцать минут".
        Но даже этого оказалось достаточно, чтобы жюри, присудившее ему награду, отметило: пусть всего на пятнадцать минут, но ему нередко удается проникнуть туда, куда другим фотографам путь заказан.
        Брук Джонсон, член жюри награды "Инфинити": "Может быть, ему помогает то, что он — русский. Американцам ведь в Ираке не доверяют. Но это — лишь мое предположение, и оно нисколько не умаляет его заслуг".
        Награда "Инфинити", что означает по-русски "бесконечность", была учреждена Центром международной фотографии 22 года назад, и сегодня является одной из самых престижных в этой профессии. Ее вручение — мероприятие светское, проходит за торжественным обедом, с поднятыми бокалами вина, но телекамеры туда почему-то не допускаются. Организаторы в этом не признаются, но, похоже, это мелкая месть фотографов тележурналистам.
        На славословие отпущено два часа. Потом Юрий Козырев вновь отступит за кадр. Награда, может, и нашла своего героя, но ему пора возвращаться в Багдад. Там остались его герои.

Новости партнеров

Выбор читателей