Bозобновился процесс по делу капитана траулера "Электрон"

        Во вторник в первомайском суде Мурманска возобновился процесс по уголовному делу Валерия Яранцева - капитана траулера "Электрон", "сбежавшего" в октябре прошлого года от норвежской береговой охраны.
        Перед началом процесса Яранцев ответил на многочисленные вопросы российских и норвежских журналистов. В частности, на вопрос представителей норвежских СМИ о том, как бы поступил капитан, доведись еще раз попасть в такую ситуацию, Яранцев заявил, что действовал бы точно также: "Скорее всего, я поступил бы точно также".
        "Я считаю, что правильным было бы вообще не пускать инспекторов для проверки на судно. Если бы я не пустил норвежских инспекторов на борт, я не был бы сейчас под судом, - добавил Яранцев. - Поэтому сейчас, когда наши рыбаки, уходя в море, спрашивают у меня совета, я так и советую - в этом морском районе норвежских инспекторов на судно не пускать. Для этого они имеют полное право по международным законам".
        Он напомнил, что международные отношения в морских районах архипелага Шпицберген регулируются парижским договором 1920 г., участниками которого являются 48 стран, в том числе и Россия, который предусматривает равные права на рыбный промысел для стран-участников в этих районах.
        "На деле получается, что примерно с 1977 г. со стороны Норвегии идет планомерное давление по присвоению прав на этот район, что противоречит всем международном правам", - отметил Яранцев.
        Он также повторил, что считает историю с задержанием "Электрона" заранее спланированной акцией, которая, по его мнению, была приурочена к предстоящему на тот момент заседанию смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая определяет объемы допустимых уловов в Баренцевом и Норвежском морях.
        "Я считаю, что это была акция, которая готовилась заранее. Почему-то она была привязана к 14 октября. Наверное, потому, что впереди была работа российско-норвежской смешанной комиссии по рыболовству и нужен был какой-то прецедент", - сказал Яранцев.
        Яранцев подтвердил, что решение об уходе от норвежской береговой охраны он принял самостоятельно, но его действия были одобрены судовладельцем. "Это было мое решение - все решения на судне принимает капитан. Я постоянно находился на связи с судовладельцем, запрашивал юридическую помощь. Судовладелец с самого начала и до конца одобрял мои действия", - сказал Яранцев.
        Заседание суда проходит в закрытом режиме. Такое решение на предварительном заседании суда принял председательствующий на процессе судья Михаил Кабанов. Свое решение он обосновал тем, что в материалах дела содержатся документы, не подлежащие оглашению, в том числе документы, представленные норвежской стороной.
        Сторона защиты пыталась опротестовать такое решение, но 8 августа областной суд оставил протест без удовлетворения. "Мы пока не получили на руки решение областного суда, но, как только получим документы, будем подавать жалобу в вышестоящий суд", - сказал Яранцев.
        Во вторник в процессе принимают участие потерпевшие норвежцы - офицер корабля береговой охраны "Тромсе" Хеннинг Туне и матрос этого же корабля Ричард Стурос, в незаконном удержании которых и обвиняется Яранцев.
        Планируется, что они будут допрошены в течение двух дней. Первое судебное заседание по делу Яранцева состоялось 28 июня и было отложено в связи с сезоном отпусков.
        В октябре 2005 г. российский траулер "Электрон" был задержан норвежской береговой охраной в Баренцевом море, как утверждает норвежская сторона, за нарушение правил рыболовства. Ему было приказано идти за кораблем норвежской береговой охраны в порт Тромсе. На борт российского судна поднялись двое норвежских инспекторов. Траулер сначала подчинился приказу, но затем изменил курс. За судном-нарушителем началась погоня, однако "Электрон" успел уйти в российскую экономическую зону. Через некоторое время в Мотовском заливе (российские территориальные воды) норвежские инспекторы покинули судно. На уровне внешнеполитических ведомств двух стран было заявлено, что инцидент исчерпан.
        Однако позднее началось подробное разбирательство, в частности, вылившееся в уголовное дело, которое было возбуждено в отношении капитана Валерия Яранцева. Его обвиняют в незаконном промысле рыбы и незаконном лишении свободы двух человек (инспекторов береговой охраны Норвегии), не связанным с их похищением.

        

Новости партнеров

Выбор читателей