Только Ричард Гир рассказал красавице про разницу в возрасте и про то, что будущего у них нет, как она радостно закивала: знаю-знаю, какое уж тут будущее, когда мне жить три дня осталось
"Осень в Нью-Йорке"
мелодрама
Режиссер: Джоан Чен
В ролях: Ричард Гир, Вайнона Райдер
"А не спеть ли мне песню а-а-а любви!!!" – думала, видимо, китайская актриса и режиссер Джоан Чен, приступая к своему первому опыту режиссуры в Голливуде. Спела. О том, что любви все возрасты покорны, спела; и о том, что любовь никогда не бывает без грусти, спела; и о том, что она нечаянно нагрянет... Раскрыла, в общем, тему.
Уилл Кейн (Ричард Гир) – самец. Представитель того рода мужчин, которые вызывают у чувственных женщин сладкую дрожь негодования. Он красавец и душка, знаменитый ресторатор и бог в постели, за ним тянется шлейф романтических историй, от него пахнет дорогим парфюмом и другими женщинами. Он почти никогда не спит один и никогда не женится. Женщины вокруг стареют, а он все такой же – румяные щеки, шикарная, хотя и поседевшая грива, простодушно-порочные глаза и тонкая улыбка. Теперь он укладывает в постель внучек своих первых подруг. Вот и героиню Вайноны Райдер, юную Шарлотту, пленил легко и непринужденно. Начинается "Осень в Нью-Йорке" как романтическая комедия. Я такие даже люблю – когда ходят двое, листвой шуршат, старательно дурят друг друга детскими, видными насквозь уловками, делают запрограммированные неловкости. Все вроде друг про друга понимают, но чего-то всё же опасаются. Приятно всегда от этого, хоть и банальности, конечно, а приятно – сидишь, улыбаешься глупо, тоже хочется листвой шуршать, и, главное, все вроде дальше понятно – не сможет этот холостячище устоять перед тифозным очарованием Вайноны Райдер, будет долго кобениться и совершать непростительные ошибки, но в итоге пойдет к алтарю, как миленький. Ан нет. Дальше по Кнышеву: "Один мальчик женился на старушке, а когда он умер, ей достались все его деньги". Только Уилл рассказал Шарлотте про то, как мало у них будущего, про разницу в возрасте и про "уж такой я человек", как она радостно закивала: мол, знаю-знаю, я и сама недолго протяну, потому как сердце ни к черту, как до совершеннолетия дожила, понять не могу. И началась мелодрама.
То, что я написал в первом абзаце, может оказаться и неправдой – доподлинно знать, что хотела рассказать в своем первом голливудском фильме Джоан Чен, я, конечно, не могу. Но по форме это именно романтическая мелодрама, на таких фильмах зрители обоего пола должны шмыгать носами, тайком утирать обильно струящиеся по лицу слезы, комкать рукав соседа и выходить из зала просветленными, с мыслью о великолепии несчастной любви и о том, что жизнь таки продолжается. Будут ли шмыгать и просветляться, не знаю. Первое мое впечатление от "Осени" было абсолютно негативным – скучная, бестолковая, перенасыщенная штампами лента. Ричард Гир играет Ричарда Гира. А вот 29-летнюю Вайнону Райдер режиссер заставила превратиться в 21-летнюю девчонку-забияку, редкой мужественности и чистоты. Джоан Чен зачем-то важно было показать огромную разницу в возрасте у несчастных любовников. Райдер, конечно, прекрасно выглядит, но так старается быть "в сущности ребенком", что, глядя на её ужимки, почему-то вспоминаешь Меньшикова в роли малолетнего юнкера (Меньшиков тоже хорошо выглядит, и актер прекрасный, но всё-таки).
Фабула отчетливо напоминает "Историю любви" режиссера Артура Хиллера по повести Эриха Сигала, классическую любовную драму тридцатилетней давности, но Чен, иногда удивляя неожиданными сюжетными ходами, в целом обошлась с историей на удивление дубово и примитивно. До того дубово, что даже подумалось: а может, она очень хитрая? Может, это пародия? Один гениальный доктор, согласившийся оперировать Шарлотту, чего стоит – представьте, стоит такой классический хирург во всем зеленом и с волосатыми руками, разглядывает рентгеновские снимки и этак молодецки говорит: "Эх! Хоть бы раз взяться за что-нибудь простое!". А потом мчится через полстраны на вертолете и прилетает в операционную уже во всем голубом... Или даже не пародия – просто картина не совсем про любовь. Один уважаемый коллега предположил, что главное в фильме – осень как природное явление. Сдается, дело не только в опадающих листьях. Возможно, "Осень в Нью-Йорке" – это осень нью-йоркского плейбоя, патриарха любовных приключений. И Джоан Чен своего героя любит и лелеет. По сути, это история одного счастливого эгоиста, который прожил жизнь в полное свое удовольствие, меняя женщин, как перчатки, и на склоне лет вдруг оказался в ситуации, когда ему никого бросать не надо – рядом бродит услужливая тетенька с косой. Эгоист впервые может потерять что-то не по своей воле, и это выводит его из себя. Сработали собственнические инстинкты: плейбой понял, что влюбился и любовь его прекрасна и несчастна. Таким образом, Джоан Чен подарила своему герою красивый и достойный выход из большого секса и отправила его на пенсию – внуков нянчить. По крайней мере данная теория хотя бы как-то объясняет появление в фильме этих самых внуков...
И Шарлотту жалко, и за Уилла радостно, и природа красивая, но кино всё равно очень нудное.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Прага", "Аврора", "Мечта", "Стрела", "Солнцево", "Тбилиси".