Черная жизнь белых людей

Нигде не любят так рассуждать о демократии и равенстве всех сортов, как в Соединенных Штатах – стране, где чернокожие по-прежнему отнюдь не равноправны белым

Американская демократия снова дала осечку – на этот раз на расовой почве. Апелляционный федеральный суд Мичигана принял решение о том, что во время приема в колледжи можно принимать во внимание расу абитуриентов. Причем дискриминации на сей раз подверглись не чернокожие, а белые. Сложно сказать, почему. Наверное, в плане компенсации морального ущерба неграм. Так или иначе, а решение принято по рассмотрению дел двух белых американцев, поступавших в юридический колледж Мичигана в Детройте. Несмотря на более высокие результаты экзаменов, они в колледж не поступили, потому что для чернокожих было зарезервировано слишком много мест. Суд первой инстанции принял решение в их пользу. Апелляционный суд отменил решение первого. Теперь абитуриенты намерены обратиться уже в Верховный суд.

Это уже не первый судебный процесс такого рода. Прецеденты имелись и в Техасе, и в Новом Орлеане. Все это, невзирая на признание в 1954 году неконституционности расовой сегрегации в области образования. Многие колледжи же просто игнорируют запрет, и любое новое решение Верховного суда по расовым квотам неизбежно вызывает бурю протестов. Интересно то, что пострадавшей стороной являются не только белые, но и афроамериканцы. Дело в том, что расовая дискриминация имеет место в случае любой постановке вопроса, вне зависимости от политических деклараций. Судите сами: если негру говорят: "Ты неполноценен, потому что негр" – логично, что негр обижается. А если ему говорят: "Ты хоть и негр, все равно полноценен"? Вроде бы и обидно, а с другой стороны формального повода для обиды нет!
Интересно получается, верно? И в том, и в другом случае подчеркивается факт принадлежности человека к определенной расовой категории. Кстати, это относится не только к расовым вопросам, но и ко всему, где хоть намеком выползает тема дискриминации. На вскидку: пол, возраст, национальность, социальный статус, сексуальная ориентация, физические уродства и т.п. Помните, дети стеснялись носить очки (может, даже и сейчас стесняются)? Из той же оперы. Из оперы ксенофобии, где считается непростительной патологией любое маломальское отклонение от установленной когда-то "нормы". "Непростительной" – это такой, ответственность за которую ложится на носителя патологии вне зависимости от его объективной причастности к факту патологии. Он, одним словом, негр – и он виноват.

Или, как в случае с американскими абитуриентами, наоборот. Почему наоборот? Да потому, что чувство вины перед неграми достигло у определенной части чиновников США уже такой степени, что они ударились в другую крайность. Вместо разумных выводов из происшедших событий люди просто-напросто делают прямо противоположное происшедшему, нимало не задумываясь над рациональностью такой идеи. В результате получается из огня да в полымя.

Логики в таком поведении нет. Ведь в сущности, если имеется закон, согласно которому "разноцветные" люди имеют равные права (что, вообще-то, должно приниматься по умолчанию, точно так же, как по умолчанию принимается равноправие кареглазых и голубоглазых), так вот, ежели имеется один такой закон, то к чему наличие всех остальных? В том числе непонятным становится факт резервирования мест в учебных заведениях для людей определенного цвета кожи. Это очень сильно смахивает на практику, которая была распространена в СССР: места в вузах резервировались для определенных социальных, возрастных, национальных категорий граждан, в результате чего отслуживший в армии и имеющий определенный стаж работы узбекский юноша имел ровно втрое больше шансов поступить в МГУ, чем русская девушка со школьной скамьи, никогда не подходившая к армии ближе, чем на параде. При этом IQ юноши мог быть сколь угодно низким: он был национальным кадром, имел направление от армии и по месту работы. Девушка могла набрать 18 баллов из 20 возможных – и не поступить. А указанный юноша поступал с 12 минимальными – и заканчивал учебное заведение незадолго до того, как туда наконец-то поступала наша горемычная героиня.

При этом утверждалось, что в СССР нет дискриминации по национальному признаку. Между тем ее не могло не быть, поскольку вопрос был поставлен хотя бы в его позитивном варианте ("Все нации равны"). На пустом месте подобные вопросы вообще не возникают. Если необходимо законодательно закрепить чье-либо равенство, это означает, что помянутое равенство вовсе не является для всех и каждого априорной истиной.

То же самое, похоже, наблюдается сейчас и в Штатах. Только проявляется в более резких формах, нежели в СССР, поскольку расовый вопрос там стоит традиционно остро.

Все эти "брони" суть не что иное, как стремление государства (или отдельных чиновников) лишний раз подчеркнуть наличие той или иной проблемы и, таким образом, осложнить ее решение завуалированным разжиганием национальной (или любой другой) розни. Потому что ничто не разжигает рознь так, как зависть, а она неизбежно будет присутствовать по факту существования всевозможных "резервов", "брони" и тому подобных трюков. В случае с абитуриентами имеются вступительные экзамены, конкурс, в котором на равных со всеми правах может поступить любой человек, вне зависимости от цвета кожи и записи в церковно-приходской книге. Только в том случае, когда человеку определенной расы дается право принимать участие в этом конкурсе именно на равных основаниях, только тогда, подчеркиваю, имеет место истинное равенство. Любой другой случай может и должен быть рассмотрен как проявление расизма. Почему? А потому, что любая фора предполагает априорную ущербность кандидата. Так, например, заведомо более слабому игроку дается фора в азартной игре или спортивных состязаниях. Получается, что в игре на право учиться в вузе американского негра считают заведомо более слабым игроком, по сравнению с белым, чем, безусловно, унижают тех, кто вполне способен поступить на общих основаниях, с одной стороны, и незаслуженно лишают права учиться действительно потенциально более сильных студентов – с другой.

Мораль: любая попытка так или иначе подчеркнуть то или иное отличие человека от "нормы" является дискриминацией, вне зависимости от позитивности или негативности оценки. Выводы делайте сами.

Выбор читателей