Шоу не должно продолжаться так

После трагедии во Львове Украина в шоке: ничего подобного здесь прежде не случалось. Жизнь в очередной раз поставила перед руководством страны проклятый вопрос о состоятельности ее вооруженных сил.

Трагедия во Львове, унесшая жизни 86 человек, в том числе 19 детей, не должна была случиться. Это утверждение – общее место всех комментариев относительно катастрофы истребителя Су-27УБ, рухнувшего в толпу зрителей, собравшихся в субботу понаблюдать за авиашоу на военном аэродроме "Скнилив". Украина в шоке: ничего подобного здесь прежде не случалось. Жизнь в очередной раз поставила перед руководством страны проклятый вопрос о состоятельности ее вооруженных сил. И хотя каждую катастрофу всегда можно объяснить трагическим стечением обстоятельств (как в случае сбитого в октябре прошлого года украинскими ПВО российского самолета) или халатностью должностных лиц (как в случае со львовской катастрофой), президент Кучма уже не стесняется публично давать резкие характеристики вооруженным силам страны, которые "легче сформировать заново, чем поэтапно реформировать".

Причины львовской катастрофы пока не ясны, хотя все случившееся произошло на глазах тысяч свидетелей. Собственно, разбираться надо с двумя разными ситуациями: что повлекло за собой падение Су-27 и что стало причиной его падения в толпу зрителей.

Летчики разбившейся "сушки" были опытными пилотами – полковники Владимир Топонарь и Юрий Егоров налетали соответственно 1900 и 2000 часов. Но общий налет часов – не панацея от ошибок, особенно когда пилотам приходится садиться за штурвалы учебно-боевых машин не слишком часто. Одна из версий причин катастрофы – отказ обоих двигателей самолета. На кадрах с места трагедии видно, как самолет, совершивший сложный маневр "полубочка через спину", явно выходит из него без тяги, проседая, теряя скорость и затем заваливаясь на левое крыло. Однако специалисты говорят, что вероятность отказа обоих движков крайне мала. Су-27 считается чрезвычайно надежной машиной, одной из лучших в мире в своем классе. Впрочем, в КБ "Сухой" заявили, что "в последние годы Украина из-за отсутствия средств почти прекратила закупку запасных частей" и, кроме того, многие хранящиеся на украинских складах еще со времен СССР запчасти превысили установленные разработчиком и производителем сроки.

Однако самый главный вопрос – почему самолет стал делать небезопасный трюк прямо над головами многочисленных зрителей. В любом случае – отказала ли техника, или пилоты переоценили штатные возможности самолета – людям на земле ничего не должно было угрожать. Маршрут полета перед вылетами тщательно согласуется, и если кураж летчиков над людным местом наличествовал в плане полета, то жесткие меры в отношении военных чинов, допустивших это, вполне заслужены. Следователи из правительственной комиссии заявили, что во время авиашоу "не была обеспечена безопасность зрителей". Однако до сих пор нет ответа, где именно был допущен фатальный недосмотр – на земле или в воздухе. Большая часть погибших в момент взрыва находилась рядом с техникой, демонстрировавшейся на земле, что, казалось бы, исключает версию о том, что люди на земле находились в запрещенной зоне.

Известно, что истребитель принадлежал Ивано-Франковскому авиационному отряду, базирующемуся на авиабазе под Житомиром, и, по некоторым данным, сразу после шоу он должен был вернуться под Житомир. Иначе говоря, "сушка" была с полными бензобаками, что повлекло за собой еще большие жертвы.

Расследованием занимаются правительственная комиссия, которую возглавляет председатель Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, работающий в связке с Генпрокуратурой, уже заведшей уголовное дело по этому случаю, и Министерство обороны, ведущее свое "независимое расследование".

Возможно, именно участие в расследовании двух комиссий создает изрядную путаницу в сообщениях о подлинных и мнимых намерениях летчиков за секунды до катастрофы и даже об их нынешнем состоянии. Первоначально сообщалось, что пилоты получили травмы позвонков: во время катапультирования им пришлось перенести перегрузку 20g, тогда как допустимая норма даже для летчиков составляет 9g. По словам Марчука, у Владимира Топонаря и Юрия Егорова "есть проблемы со здоровьем, но они не опасны для их жизни". Более того – помимо самого Марчука, с летчиками уже смогли переговорить министр обороны страны и сам Леонид Кучма. Всем им пилоты заявили, что сделали все возможное, чтобы увести самолеты в "безлюдное место", однако это не получилось. Кроме того, летчики якобы заявили, что причиной аварии стал отказ техники. Таким образом, подтверждалась версия о технической причине аварии, сразу озвученная Министерством обороны Украины. А эта причина всегда связана со скудным финансированием, отсутствием запчастей и т.п. – т.е. со всем тем, что с небольшой натяжкой можно отнести скорее к политическим факторам, чем к собственно военно-техническим. Значит, и ответственность перераспределяется в соответствующих пропорциях.

Однако позже стала поступать диаметрально противоположенная информация о нынешнем состоянии летчиков. По заявлению МЧС Украины "к настоящему времени пилоты не пришли в сознание и врачи борются за их жизнь". И, конечно же, никакой правительственной комиссии они давать показания не могут. Если так – тогда приводившиеся ранее заявления о якобы разговаривающих с целыми правительственными делегациями пилотах следует рассматривать с недоверием. Более того: судя по жестким действиям Кучмы, можно счесть, что имела место прямая ложь.

Президент Украины перед лицом трагедии такого масштаба и памятуя об уроках недавнего прошлого действует не просто решительно, а очень решительно. "Виновные должны быть сурово наказаны, тут сомнений не должно быть", – заявил он сразу же после прибытия во Львов. "Это не впервые у нас такое, поэтому крайняя необходимость – надо, чтобы люди занимались военным делом, учениями, а не такими полетами. Не было бы этого показательного полета – ничего бы не было".

Вначале Кучма увольняет главнокомандующего ВВС страны генерал-полковника Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиакорпусом генерал-лейтенанта Сергея Онищенко – людей, непосредственно отвечавших за весь этот авиационный "праздник". Но этим дело не заканчивается. Министр обороны Владимир Шкидченко пишет заявление об отставке, и оно уже находится на столе у президента. В ближайшие часы станет ясно, будет ли отставка принята. Однако тот факт, что этот шаг Шкидченко стал достоянием гласности по линии Главного управления информационной политики администрации президента Украины, говорит о мере решимости Кучмы "наказать виновных". Шкидченко занял свой пост 12 октября 2001 года – как раз после инцидента со сбитым российским Ту-154, и формально в этом своем качестве вряд ли несет ответственность за плачевную ситуацию в вооруженных силах страны.

Наконец, беспрецедентный шаг силовых ведомств: органы следствия задерживают Стрельникова, Онищенко, а также генерал-майора авиации Третякова и подполковника Яцюка по подозрению в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 425 УК Украины (небрежное отношение воинского лица к службе, что послужило причиной тяжелых следствий) и помещают их в следственный изолятор Управления СБУ во Львовской области. Ничего подобного в аналогичных ситуация на просторах СНГ ранее не случалось. Президент Украины явно отыгрывает (как бы цинично ни звучало это слово в столь трагических обстоятельствах) крайне неприятную для себя ситуацию прошлого года, когда те же военные подставили его перед Россией и всем миром. Сегодня Кучма говорит решительно: "Пока не завершит работу комиссия, делать допущения я не имею права, хотя они есть. Я уже один раз сделал допущение по самолету – и караю себя по сей день. Поверил тем докладам, которые мне делали самые высокие должностные лица Вооруженных сил и ошиблись, – а президент озвучил. Хотя меня на всех картинках убеждали, что этого не может быть".

И еще одно наблюдение. Кучма извлекает уроки не только из собственного печального опыта, но из опыта России и своего коллеги – Путина. Как и Путин два года назад, в момент катастрофы "Курска", Кучма тоже был в летнем отпуске. Но, в отличие от российского президента, он сразу же его прервал, прибыл во Львов (а не в Киев) и немедленно и круто наказал тех, кто, по его мнению, виновен.

...Украинские военные любят повторять, что за последние годы аварийность военной авиации значительно снизилась. Связано это, однако, отнюдь не с безупречным состоянием техники. А с резким сокращением количества полетов...

Выбор читателей