О сексе – с умом и талантом

Все орут, что режиссер – больная, снимающая только о сексе. Имя главной феминистки и исследовательницы женской сексуальности в мировом кино – Катрин Брейя

Интимные сцены (Sex is Comedy/Scenes Intimes)
Франция, 2002
Режиссер: Катрин Брейя
В ролях: Анн Парийо, Грегуар Колен, Роксана Мескида, Эшли Уэннингер


Фильм Катрин Брейя надлежит признать абсолютным шедевром заката эры классической эротики. Или уж, во всяком случае, предельно честной и смелой, в меру ироничной и слегка сюрреалистической исповедью современного режиссера. О том, как в кино создаются фальшивый пот и ненатуральный оргазм, и о том, что под прицелом кинокамеры испытывают во время подобных съемок беззащитные актеры.

Можно, впрочем, сказать и проще: "Scenes Intimes" – это картина про то, как снимается эротический фильм в стиле Залмана Кинга, достаточно умный и технически сложный.

Главная героиня Жанна (Анн Парийо, та самая, что играла Никиту у Бессона) снимает историю о психологическом и половом созревании некоей юной особы, которой вот-вот предстоит пережить один пугающий и безумно красивый момент – сами знаете, какой. Но вместо того, чтобы полностью посвятить себя творческому процессу, Жанне приходится решать бесконечные проблемы своих стеснительных и закомплексованных актеров.

Они у Жанны не Микки Рурки и не Сильвии Кристели, конечно. Попроще будут, и потому особенно мучаются от ожидания съемок решающей сцены: треплют по всяким пустякам нервы режиссеру и ассистентам, стыдятся резиновой бутафории и не находят в себе сил расстаться даже с носками.

Со стороны все происходящее на вымышленной съемочной площадке выглядит забавно и мило. Но постепенно, шаг за шагом, зритель с помощью режиссера проникает гораздо глубже, чем просто внутрь павильонных декораций, фактически – в их некую стробоскопическую реальность, населенную одновременно и искусственными, отрепетированными страстями, и натуральными, искренними человеческими чувствами.

Что же касается откровенности "Scenes Intimes" в целом, то получился у Катрин Брейя весьма и весьма уклюжий баланс между эротикой и легкой клубничкой, без водоворота жарких простыней, конечно, но и без истошных невротических криков. Эротико-нравственные переживания актеров, которым необходимо изобразить уединение высоких человеческих чувств в комбинации с соответствующими физическими упражнениями на виду у всей съемочной группы, собственно говоря, и есть объект исследования хищной до всего интимного француженки.

И на этом, в принципе, можно было бы поставить точку: новый фильм Брейя, в отличие от предыдущих, выходит, слава Богу, в российский прокат и, бесспорно, преподнесет истинным синефилам приятный и неожиданный сюрприз. Как и любое умное и талантливое кино.

Но, тем не менее, позвольте – я все-таки скажу! О порнографии и агрессивном феминизме. Ведь очень уж давно что-то эти две темы не обсуждались в отечественной прессе, не так ли?

Так вот, фальшиво-озабоченным голосом могу сообщить вам, господа, одну чрезвычайно любопытную и пикантную вещь: картина Катрин Брейя попахивает-таки гомоэротизмом, определенно!

И еще, пожалуй, старательно завуалированным под документальность операторским порно-азартом. Вот, представьте себе, радость-то какая! Журналисты уже, поди, наметили планы будущих рецензий, в которых фильм будет непременно назван "скандальным", Катрин Брейя – "двусмысленной феминисткой", а финальная сцена получит эпитет "сальная", точно вам говорю.

Ведь современный кинокритик – это не кто иной, как сухопарый монах с колокольчиком из фильма Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо", который сидит в пустом зале на предварительном просмотре и недовольно звонит, как только его девственному взору являются целующиеся влюбленные али еще какие греховодники и мракобесы. Монах бдит, и если сиделось ему в зале неспокойно, он уж точно не упустит случая заглянуть в УК РФ и выяснить, не удастся ли ему вдруг подать на заморского режиссера в суд за распространение порнографии...

Думаете, я преувеличиваю? Отнюдь. Во Франции, по словам самой Катрин Брейя, именно так и поступили, так отчего бы тогда и нам, в продолжение собственной традиции, не попробовать?

Но, господа, постойте! О какой порнографии идет речь?

Порнография, давным-давно полностью распрощавшаяся с диалогами, сюжетом и костюмами, сегодня представляет собой чистую физиологию, направленную исключительно на то, чтобы возбудить зрителя, а вовсе не на то, чтобы заставить его думать о глобальных морально-этических вопросах! И потом, чем соблазняет зрителя порнография? Балаганным половым актом! А чем эротика? Предваряющими, как правило, изящный половой акт ситуациями! Эротика пропагандирует безопасный секс и минеральную воду, друзья, это абсолютно безвредно, а то даже и полезно – в качестве психотерапии!

Правда, если вы спросите, как быть с не вписывающимся в концепцию эротического кино сексуальным возбуждением, отвечу честно: не знаю. Знаю только, что некоторые, например, как в "Острове" Ким Ки-Дука, заводятся и от внешне ничем не соблазнительного рыболовного крючка...

Да, и пару слов о феминизме.

Очень и очень женственное, проникнутое глубокой симпатией к мужчинам и их мутным фрейдистским (и шовинистским) комплексам получилось у Катрин Брейя кино, уверяю вас! Даже Грегуар Колен, застенчивый и хмурый герой-любовник, прочувствовавший к финалу всю прелесть эксгибиционизма и с удовольствием демонстрирующий съемочной группе – и нам с вами – свою неслабую пластиковую эрекцию, буквально влюбляет в себя андрогинную Жанну, которая, ко всему прочему, не спит со своими ассистентками и актрисами! И на этом – точка.


Смотрите картину "Sex is Comedy/Scenes Intimes" с 12 сентября только в кинотеатре "35ММ".

Читайте также

Выбор читателей