Двойная жизнь Басилашвили

Олег Басилашвили вернулся к работе после долгого перерыва, вызванного болезнью, и играет в спектаклях на сценах обеих столиц

Олег Басилашвили вернулся на сцену после долгого перерыва, вызванного болезнью. Это случилось в спектакле "Калифорнийская сюита", который впервые был показан в московском Театре сатиры в несколько обновленном виде. До этого пьеса Нила Саймона шла на сцене Театра эстрады. Корреспондент "Yтра" встретился с известным актером после спектакля.


"Yтро": Олег Валерьянович, а место, где расположена сцена, играет для актера какую-то роль?

Олег Басилашвили: Ну, не сцена, скорее, а зал. Еще Станиславский говорил, что театральный зал должен быть на 600-700 мест, чтобы установились отношения между актером и зрителем, чтобы создалось определенное биополе, говоря современным языком. Конечно, Театр сатиры больше – тысяча с лишним мест, но зато там есть нужная история – театр уже довольно старый, с традициями, в нем игрались хорошие пьесы с замечательными актерами, здесь есть нужная аура... И пьеса Саймона подходит, как мне кажется, именно для этого театра, потому что это сатирическая пьеса, хотя в ней, конечно, скрыто немало иных смыслов.

"Y": Раньше Вы играли "Сюиту" на сцене Театра эстрады, где теперь нет ничего – кроме мюзикла "Чикаго", который идет при далеко не полных залах...

О.Б.: Ну, так решил директор театра Геннадий Хазанов, это к нему вопрос. Я не знаю, почему.

"Y": Вы же играете с ним в "Ужине с дураком" – спросили бы...

О.Б.: Дорогой мой, театр и бизнес – вещи совершенно разные. Но я Вам скажу, что "Чикаго" закончится, это временный контракт.

"Y": Что Вы думаете о мюзикломании?

О.Б.: Вы, наверное, ожидали, что я буду ругаться?.. Нет, зачем... Я мало их видел, но "Юнона и "Авось" – хороший мюзикл, почему нет...

"Y": Вы вообще-то ходите в театр?

О.Б.: Всегда не хватает времени. У меня несколько спектаклей – в Москве и в Петербурге, и еще я снимаюсь в "Идиоте" по Достоевскому – играю генерала Епанчина, у которого роль оказалась больше, чем у князя Мышкина.

"Y": Фильм должен выйти к юбилею Петербурга?

О.Б.: Да, где-то в июне.

"Y": Какой город Вам ближе – Москва или Петербург? И станут ли они одним мегаполисом?

О.Б.: Не думаю, что станут. Даже если поезда будут идти всего два часа. Это всегда будут два разных города. Какой город ближе? Родина всегда у человека одна. Для меня это Москва, где я родился, учился, прожил четверть жизни, где похоронены мои родители; а Петербург – это место, где я живу сейчас, где моя семья. Впрочем, младшая дочь – в Москве, она работает на "Эхе Москвы" и учится на менеджера, а старшая – на телевидении здесь, вместе с моей женой и своей матерью в передаче "Царская ложа". Города эти совершенно разные. Москва, хотя еще и не европейская или мировая столица, однако развивается стремительнее, чем Петербург, чувствуется пульс столичной жизни. А северная столица – ее золотое время было, мне кажется, при Анатолии Собчаке. Ну, о времени до 17-го года мы не говорим.

Атмосфера города – это старина. Сегодня и Москва и Петербург стали иными, изменились, например, даже со времени моего детства. Лишь старые переулки в столице греют душу, а большие улицы и проспекты – неуютны. Но вокруг Покровки, где я родился, по-прежнему хорошо. Я всегда хожу по местам моей юности. Сохранились, слава Богу, какие-то церкви...

"Y": Вы приверженец московской архитектуры?

О.Б.: Так нельзя сказать – это слишком прямолинейно, что ли... В Петербурге я восторгаюсь совершенством Исаакиевского и Казанского соборов. Но теплее и как-то намоленнее, безусловно, в старых московских храмах.

"Y": Ваш дед, кажется, был архитектором?

О.Б.: Да, и я обожаю архитектуру, стараюсь ее изучать. А прадед был священником, хотя я не могу сказать, что я какой-то особенно... церковный, что ли, человек.

"Y": Вы частый гость в Москве?

О.Б.: У меня несколько спектаклей. "Цена" Артура Миллера, "Ужин с дураком" и вот снова "Сюита".

"Y": А где останавливаетесь?

О.Б.: Увы, в гостинице – у дочери комната в коммуналке, 10 метров, так что... Все нет денег, не накопим никак.

"Y": Путешествуете всегда поездом?

О.Б.: А самолетом еще дольше; это ведь разговор один, что 50 минут, а выходит-то со всеми переездами и досмотрами по пять-шесть часов. Вот только что играл три спектакля подряд – два в Петербурге и один в Москве.

"Y": И все-таки Ваш театр – это Большой драматический. Какова там ситуация сегодня?

О.Б.: Это давно театр не Товстоногова – но ведь и МХАТ, скажем, не театр Станиславского. В БДТ есть замечательные постановки Дитятковского, Пинегина, Чхеидзе... Просто это уже другой театр.

"Y": В наше тусовочное время Вы частый гость светских раутов?

О.Б.: Никогда не "тусуюсь". Это совершенно не мое. Мне это не интересно. Я даже в рестораны не хожу. Там, наверное, замечательно, но поесть можно и дома.


Беседовал Александр Шундрин.

Выбор читателей