Деревянный век

Лучшие произведения деревянной скульптуры из фондов Третьяковки составляют экспозицию выставки "Скульптура в дереве. XX век". Открывает ее роскошная коненковская фигура Стрибога


Фото museum.ru



Человечество научилось обрабатывать дерево несколько тысячелетий тому назад, а скульпторы открыли для себя неисчерпаемые возможности этого материала лишь в начале ХХ столетия. Разумеется, в древних католических храмах можно найти немало деревянных статуй, однако русская культура (за редким исключением в виде, например, знаменитой пермской скульптуры), подобных традиций не знала. И только в первом десятилетии прошлого века, на гребне общего увлечения в России народным искусством, на наших ваятелей нашло озарение.

В то время как живописцы усердно изучали традиции русского лубка и копировали образцы уличных вывесок, бывшие специалисты по бронзе и мрамору обратили свое высочайшее внимание на такой доступный и неисчерпаемый материал, как дерево. Первая деревянная статуэтка – "Старичок-лесовичок" С.Т. Коненкова была куплена Третьяковской Галереей уже в 1911 году. А вскоре в хранилище Третьяковки образовался целый фонд: портреты А.С. Голубкиной, жанровые композиции А.Т. Матвеева. Позже к ним присоединились произведения "Бригады скульпторов, работающих в дереве", образовавшейся в 1930-е гг., в которую вошли Б.Д. Королев, Б.Ю. Сандомирская, И.Г. Фрих-Хар, С.В. Кольцов, А.Н. Златовраций, В.А. Ватагин, С.Д. Эрьзя.

В середине и второй половине столетия фонд пополнился работами известных скульпторов-шестидесятников: Д.М. Шаховского, М.М. Воскресенской, М.Н. Смирнова, Т.М. Соколовой, П.М. Шимеса, А.С. Цветкова, А.Ф. Комелина, В.И. Корнеева, А.А. Константинова, И.Ф. Блюмель, Г.А. Воронова, В.А. Епихина, В.П. Буйначева и других.

Лучшие произведения деревянной скульптуры из фондов Государственной Третьяковской галереи составили экспозицию выставки "Скульптура в дереве. XX век". Открывает ее роскошная коненковская фигура Стрибога – древнерусского бога ветра и, по совместительству, одного из самых старших богов славянской мифологии. Мощная деревянная статуя инкрустирована подозрительно знакомыми зелеными камешками, немедленно вызывающими в памяти бессмертные "заливы Коктебеля".

В скульптуре Коненкова выразительные способности такого сложного материала, как дерево, раскрываются, пожалуй, наиболее полно. Сохраняя фактурные особенности дерева, его теплоту, цвет, скульптор смог создать собственную интерпретацию традиций русского народного искусства. Неслучайно во всех работах Коненкова сквозит языческое начало: полногрудые вакхические девушки, поверженные демоны. Эмоциональная насыщенность образов отличает работы этого мастера от произведений его соратников и единомышленников – строгих портретов А.С. Голубкиной и аккуратных обнаженных А.Т. Матвеева, близких изысканным фарфоровым статуэткам скульптора.

Раздел, посвященный скульптуре 1930-х гг., в первую очередь наводит на мысль, что в молодом советском государстве дерево считалось оптимальным материалом для изображения разных народов братского СССР. Мордовка Д. Якерсона, молодуха народности навхи и монголка В. Ватагина прекрасно иллюстрируют типажи этого времени. Рядом с ними – выразительная фигура связанного Пугачева и не менее замечательный портрет А.С. Грибоедова работы И. Фрих-Хара. По иронии судьбы глаза автора знаменитой комедии "Горе от ума" наглухо зашорены кругляшами деревянных очков.

Отсутствие портретов современников в экспозиции этого периода напоминает о том, что скульпторы сталинской эпохи предпочитали, по возможности, браться за более безопасные темы. Поэтому в деревянной скульптуре предвоенной поры расцвел анималистический жанр. Львы, лоси, глухари стали излюбленными персонажами И. Баландина, И. Ефимова, С. Чуракова. Но самым непревзойденным мастером зверей был и остается В. Ватагин. Только он смог наделить своих обезьян настолько яркими характерами, что многие из них напоминают человеческие портреты.

Экспозиция скульптуры второй половины ХХ в. свидетельствует о том, что общие тенденции в русской культуре этого времени нашли свое отражение и в деревянной скульптуре. Художники нового поколения тщательно избегают реальности, тяготея либо к обобщениям и абстракции (самые современные экспонаты представляют собой кучки деревянных брусков), либо к откровенному декоративизму. Интересные сами по себе, они выглядят несколько безликими рядом с шедеврами Коненкова и Ватагина. Тем более что кураторы выставки по непонятной причине соблюли "национальную чистоту" и не включили в проект яркие и оригинальные произведения прибалтийской деревянной скульптуры.

Выбор читателей