Завернутый в шелк горизонт

Специфика произведений Инфантэ и Горюновой заключается в том, что они существуют для фотографирования. Инсталляция на природе быстро разрушается, но остается фотоснимок – артефакт


ФОТО: museum.ru



В советской России, где любые связи с иностранцами всячески пресекались, само имя Франциско Инфантэ звучало как вызов тоталитарному строю. Между тем обладатель столь экзотичной фамилии родился в селе Васильевка Саратовской области. Свою деятельность в Москве он начал в начале 60-х годов, в рядах легендарной группы "Движение", а в 1970-м уже сам организовал группу художников и инженеров "Арго". За четыре десятилетия лет творческой деятельности Инфантэ сумел прославиться как один из самых оригинальных и харизматичных представителей московского андеграунда. "Для нас искусство было способом сохранить вертикальное положение", вспоминает о тех далеких временах сам художник.

В его произведениях творческая фантазия настолько тесно переплетается с чисто техническим экспериментом, что за Инфантэ уже давно и прочно закрепилось прозвище "кинетический художник". "Техника представляется мне неким новым пространством, возникшим на пути эволюции человечества, которое ему предстоит пройти", – признается Инфантэ. Преодолевая это пространство, он изобрел новую и весьма оригинальную форму взаимодействия искусства и техники под названием "Артефакты", которые представляют собой хитроумно сконструированное игровое взаимодействие между искусственным объектом и природой. Специалисты по современному искусству еще долго будут спорить, кто первым завернул горизонт в шелк – Инфантэ или Кристо, кто первым создал виртуальные дыры в реальном пейзаже, – Инфанте или француз Руис.


Фото: museum.ru

Как раз в эту счастливую пору молодой Инфантэ соединил свою судьбу с Нонной Горюновой, которой он вскоре и предложил устроить весьма актуальные в то время "спонтанные игры на природе". Так на заснеженных просторах Подмосковья появились загадочные объекты – сложные супрематические конструкции, переливающиеся светом. Специфика произведений Инфанте и Горюновой заключается в том, что они существуют для фотографирования. Инсталляция на природе быстро разрушается, но остается фотоснимок – артефакт. "Для меня, например, и само слово "артефакт" звучит уже чем-то вроде марки именно искусства Франциско Инфантэ, хоть я и понимаю, что слово это не он придумал. Но оно работает у него, пожалуй, как ни у кого другого. Слово как на него шито, оказывается ему прямо по его теме", писал Всеволод Некрасов.

Не имея возможности насладиться масштабными инсталляциями художника (хотя самые неленивые поклонники творчества Инфанте никогда не пренебрегали возможностью составить ему компанию во время загородных арт-прогулок), мы, тем не менее, чувствуем себя сопричастными природно-техническим объектам и с увлечением следим за удивительными коллизиям, устроенными Инфантэ.

В экспозицию масштабной ретроспективной выставки Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой в Московском музее современного искусства вошло более 500 произведений, созданных за 40 лет совместной творческой деятельности. Несмотря на солидный стаж, авторы до сих пор убеждены: "Артефакты свидетельствуют о бесконечности мира, о связи всего сущего с тайной, реально этот мир наполняющей".

Выставка открылась 5 октября и продлится до 6 ноября

Выбор читателей