В Москве стало еще холодней

Эскимоски, позирующие с зубами неведомых зверей, силуэт корабля, открывающийся в проеме ледяных глыб, смертельно уставший Отто Шмидт, прижимающий к груди сыновей, – так раскрывали северную тему фотографы 1930-х годов


ФОТО: museum.ru



По случаю долго ожидаемого наступления настоящей зимы Московский дом фотографии представляет весьма актуальную в современных погодных условиях выставку "Арктика!!!", развернувшуюся в залах Манежа. Экспозиция, посвященная истории освоения полярных областей России, торжественно открывает "Третий международный полярный год", который, однако, начнется только в марте.

Кураторы проекта утверждают, что российские северные территории начали осваивать еще древние новгородцы. Однако же широкий и глубокий интерес к этим землям сформировался лишь в конце XIX столетия. Российские промышленники потянулись к местным полезным ископаемым, купцы вовсю торговали пушниной, а всевозможные деятели культуры видели в Русском Севере последний оплот подлинно российской культуры, что на фоне тогдашнего обострения национального самосознания выглядело весьма актуальным.

И все же, несмотря на титанические усилия отдельных энтузиастов, освоение Северного полюса продвигалось небыстро. Подоспевшая Советская власть получила в наследство неосвоенные территории, а обыватели – романтичную сказку о далекой и непокоренной стране. На протяжении нескольких десятилетий, пока правительство занималось обустройством навигации между восточной и западной частью страны, ученые голодали во льдах, а летчики-испытатели осваивали самую короткую дорогу в США, в нашей стране сформировался целый пласт культуры, посвященный исключительно арктической теме. В подворотнях слагали и пели песни о смельчаках, устремившихся "за запахом тайги", телезрители напряженно следили за приключениями "семерых смелых", а в выставочных залах экспонировали картины отважных художников, решившихся отправиться в опасную творческую командировку. С последними порой случались и казусы. Например, начинающий живописец Федор Решетников (в будущем – автор знаменитой картины "Опять двойка") тайком проник на экспедиционный корабль. Оказавшись во льдах, художник исправно работал юнгой, чистил на всех картошку, а в промежутках совершенствовал навыки рисовальщика, изготовляя дивные шаржи на членов экспедиции.

И все же самыми ответственными очевидцами эпохального освоения Арктики оказались фотографы. Профессионалы, работавшие по заказу центральных органов печати, и любители, долгие годы жившие на Севере, свободные художники и военкоры, сопровождавшие советские войска на фронтах Великой Отечественной войны, они запечатлели победы и поражения людей самых разных профессий, работавших в этом крае. (Известен случай когда самолет с профессиональными фотографами и кинодокументалистами на борту неудачно приземлился на льдину и почти моментально провалился под лед. Почетная делегация судорожно эвакуировалась, прижимая к груди дорогостоящую технику).

Экспонаты, представленные на выставке, охватывают почти столетний период, от любительских снимков архангельского городского головы Якова Лейцингера до суперпрофессиональных работ нашего современника Георгия Пинхасова, предназначенных для фотоальбома "Полярные моря". Эскимоски, позирующие с зубами неведомых зверей, силуэт корабля, открывающийся в проеме снежных глыб, смертельно уставший Отто Шмидт, прижимающий к груди сыновей, – так эмоционально и почти "по-живописному" раскрывали северную тему фотографы 1930-х годов. Разумеется, подобные произведения заметно контрастируют с современной фотодокументалистикой, будь то реальная встреча папановцев со Сталиным или искусно изготовленный фотомонтаж 1938 года "Полюс завоеван большевиками!". Наши же современники отдают предпочтение местной технике и видам бескрайних арктических просторов. Спасенные челюскинцы и разбившиеся корабли, портреты известных ученых и сцены из жизни аборигенов составляют фотографическую летопись Арктики – событий давно минувших дней, происходивших менее столетия тому назад.

Выбор читателей