Древние герои и новые технологии

Какой смысл брать на роль Энтони Хопкинса или Джона Малковича? Все равно они только заготовки для парка аттракционов – этому руку отпилить, этому глаз выколоть. Зато битвы стали – натуралистичнее некуда

Беовульф (Beowulf)
США, 2007
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Рэй Уинстоун, Анжелина Джоли, Энтони Хопкинс, Джон Малкович, Криспин Гловер, Робин Райт Пенн





Беовульф – не "биоволк", как, говорят, где-то его уже перевели, а "пчелиный волк", то есть медведь. И вообще это не имя чудовища (как и Франкенштейн), а совсем наоборот. Чудовище зовут Грендель. Вот краткий ликбез по Беовульфу, который есть легендарный герой древнеанглийского эпоса, печально известный каждому студенту-филологу и не известный практически никому, кроме них. Эпос был создан примерно в VIII - XI вв. н.э. и содержит три тысячи строк стихотворного текста, то есть является самой длинной поэмой на древнеанглийском. Зато пересказать ее в прозе очень легко.

Король Хродгар (Энтони Хопкинс) пирует в Хеороте со своими воинами и молодой женой (Робин Райт Пенн), но их пение раздражает Гренделя, живущего в болоте. Ночью чудовище Грендель (Криспин Гловер) убивает спящих воинов Хродгара, и двор в ужасе покидает Хеорот. Является воин Беовульф (Рэй Уинстоун) из соседнего королевства, чтобы помочь Хродгару. Ночью он заманивает Гренделя в Хеорот. Грендель съедает одного из воинов, но Беовульф хватает его за руку и после долгой битвы отрывает ее. Грендель уползает умирать в болото. Во время праздника по случаю победы над Гренделем в Хеороте появляется его мамаша (Анжелина Джоли), видом подобная женщине, но еще большее чудовище. Чтобы сразиться с ней, Беовульфу нужно спуститься на дно болота. Он спускается, сражается, побеждает, возвращается, становится королем, потом в старости сражается еще раз – с драконом, – и умирает от ран со всеми возможными почестями.

Кровная месть, драконы, мечи, кубки – "Беовульф" не раз становился основой для экранизаций. На этот раз сказочку пересказали фантаст Нил Гейман и бывший соратник Квентина Тарантино Роджер Эвери. У фантастов свои отношения с эпосом: их кумир Дж.Р.Р. Толкиен в 1936 г. выступил с программной статьей "Монстры и критики", где заявил, что битвы с драконами и прочими гренделями – неотъемлемая часть "Беовульфа" как произведения искусства, и рассматривать поэму только как не очень достоверный источник истории англосаксов – вопиющее преступление.

Накал этой статьи чувствуется даже в фильме Земекиса. Битвы Беовульфа с Гренделем и его мамашей-драконихой определяют самое главное – использование CG-технологий. Полностью компьютерное изображение, с которым Земекис уже поработал в "Полярном экспрессе", дает возможность снизить стоимость производства (по сравнению с технологией, соединяющей графику и живых актеров), имитировать движения камеры так, как ни одна камера двигаться не сможет, убедительно состарить главного героя на пятьдесят лет, в общем, слить человеческое тело с окружающим пространством, завертеть морские волны, прямо из них создать сирен и чудовищ - древний анимизм, пращур анимации.

Земекис, путешественник в будущее, двадцать лет шныряет между миром людей и "мультяшек". В "Смерть ей к лицу" омолаживал Мерил Стрип и Голди Хоун, в "Форесте Гампе" развлекался с архивной хроникой и заставлял бесконечно падать на землю перышко, в "Полярном экспрессе" сделал из Тома Хэнкса зомби. Но больше всего "Беовульф" напоминает "Кто подставил кролика Роджера?". Там Земекис шел по стопам Диснея, но вместо невинных танцев с Микки Маусом показывал людей, которые разбивают мир фантазий, не склеиваются с ним и погибают под нарисованными роялями.

Теперь он научился соединять эти миры. Драконы уже самые всамделишные, но люди совсем не люди, а сплошной фотошоп – затянутые в обтягивающие синие комбинезоны, раскрашенные "под ню", все гладенькие, как горлумы. Поэтому органичнее всех на экране смотрится Криспин Гловер, главный спец по антропоморфным монстрам, играющий Гренделя. И какой смысл брать на роль Энтони Хопкинса или Джона Малковича, если любому статисту можно приделать похожую бороду? Все равно они только манекены для слоев краски, заготовки для парка аттракционов – этому руку отпилить, этому глаз выколоть. Зато битвы стали – натуралистичнее некуда, особенно в 3D, это вам не мультяшек катком раскатывать.

Модернизация затронула и собственно текст. Земекис – не Мел Гибсон, на древнеанглийском все его герои говорить бы не смогли. Древнеанглийский оставлен Гренделю, который так и так урод, остальным в качестве альтернативы предлагается набор акцентов – немного ирландского, немного валлийского, немного шотландского и датский для Джона Малковича. Акцентами расцвечен современный разговорный английский с вкраплением эвфемизмов сексуального характера. Пара существенных деталей проверенного двумя тысячелетиями текста изменена, Беовульф ходит голым, как Остин Пауэрс и Барт Симпсон, но это вряд ли смутит поклонников фэнтези и компьютерной анимации. А поклонники англосаксонской литературы не входят в целевую аудиторию "Беовульфа".

В прокате с 22 ноября

Выбор читателей