Совсем не рекламная история

Несмотря на призывы президента РФ облегчить меру пресечения для обвиняемых в социально неопасных деяниях и исключить использование содержание под стражей для давления на подследственных, система не торопится меняться




В начале декабря прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев на VII Всероссийском съезде судей призвал облегчить меру пресечения для граждан, обвиняемых в социально неопасных деяниях. Если речь не идет о человеке, который совершил общественно опасное преступление, следует отказаться от меры в виде лишения свободы, заявил глава государства. Подтверждением серьезности намерений президента стало вступление в силу с 1 и 10 января 2010 г. изменений в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Налоговый кодексы РФ, существенно облегчающие участь подследственных. Суть изменений заключается в том, что лишение свободы более не должно использоваться как механизм воздействия, а тем более давления на человека, вина которого не доказана.

В то же время, создается впечатление, что существующая система все еще не готова к практической реализации принятых изменений. Возникают опасения, что нововведения сразу же вступили в конфликт с существующей практикой ведения дел, претензии к которой и послужили поводом для реформы.

14 января 2010 г. Замоскворецкий суд Москвы принял решение продлить на месяц содержание под стражей руководителя комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимира Макарова. Решение о заключении чиновника под стражу до 18 января 2010 г. было вынесено Басманным районным судом в октябре прошлого года.

Напомним, что Владимир Макаров был задержан еще 19 августа прошлого года по обвинению в превышении должностных полномочий. Ему инкриминируется необоснованное предоставление 50-процентной скидки ОАО "Мосгорреклама" на аренду изготовленных по заказу правительства Москвы рекламных перетяжек. Таким образом, по версии следствия городскому бюджету был нанесен ущерб на общую сумму более 131 млн рублей.

С самого начала, обвинения, выдвинутые в адрес чиновника, вызвали множество вопросов, в первую очередь у самих потерпевших, каковыми, по версии следователей, являются столичные власти. По мнению представителей Правительства Москвы действия Макарова осуществлялись исключительно в интересах города и обвинения в его адрес абсолютно беспочвенны.

Со своей стороны, необходимость заключения Макарова под стражу следствие объясняет опасностью того, что чиновник может скрыться, или оказать давление на свидетелей. 14 января, накануне заседания суда на котором должно было рассматриваться продление содержания Макарова под стражей после истечения отведенного законом срока (18 января), следствие отклонило ходатайство адвокатов о переносе слушаний на два дня. В итоге, срок его пребывания в СИЗО был продлен еще на месяц.

Надо признать, что сама возможность бегства Макарова, на которой настаивает следствие, выглядит несколько надуманной. С момента заведения дела и до заключения под стражу чиновник четыре раза выезжал за границу и благополучно возвращался.

Усугубляет ситуацию и состояние здоровья подследственного. Как сообщает "КоммерсантЪ", накануне заседания суда, следователь потребовал приобщить к делу справки ФСИН, в которой говорится об удовлетворительном состоянии здоровья Владимира Макарова, допускающем его содержание в СИЗО. При этом, сам подследственный жалуется на состояние здоровья, включая обострение сахарного диабета. Что такое диабет и чем чреваты его обострения – объяснять не надо. Но почему это обстоятельство не заинтересовало врачей СИЗО – вопрос не праздный. "За последние три месяца меня ни разу не осматривали врачи, хотя я пять раз обращался к руководству СИЗО с жалобами на состояние здоровья", - цитирует Макарова "Коммерсант".

Происходящее вызывает ассоциации с недавней трагической историей, когда из-за отсутствия необходимой медицинской помощи в СИЗО скончался юрист Сергей Магницкий. Именно этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпенья президента, и подтолкнувшей его к решительным действиям по наведению порядка в ФСИН.

В то же время, в деле Макарова следствие, похоже, не намерено делать выводов из недавней истории. Возможно, в какой-то иной ситуации эту настойчивость и можно было бы понять, но явно не в случае с главой столичного Комитета по рекламе. Напомним, что чиновник обвиняется не в получении взятки и даже не в нецелевом использовании бюджетных средств. Пока что ему предъявлено обвинение только в "нарушении установленного законом порядка", причем без признания его вины "потерпевшей" стороной. Чем в этом случае вызвана столь строгая мера пресечения, примененная в отношении Макарова, остается только гадать.

На образчик "всепроникающей коррупции" дело Макарова определенно не тянет. Использование для подобных целей столь специфического и неоднозначного дела, да к тому же еще и шестилетней давности равносильно провалу всей кампании. Можно предположить, что причины дела лежат не в сфере политики, а скорее, в плоскости самого столичного рекламного рынка. По сути, главной "виной" подследственного чиновника является предоставление им льгот на размещение рекламы.

На первый взгляд, каждый квадратный сантиметр рекламных площадей в столице идет на вес золота, и ни о каких льготах в этом случае не может быть и речи. Однако, как говорит первый заместитель гендиректора ОАО "Мосгорреклама" (одна из двух компаний, получивших скидку) Данила Першин: "Льготы по аренде от правительства Москвы компания получила за то, что размещала на самых востребованных транспарантах-перетяжках социальную рекламу. Например, на самой дорогой перетяжке по адресу Арбат, 36, доля социальной рекламы достигает 60% в год, в то время как закон "О рекламе" обязывает отводить под нее лишь 5%". Интересы бизнеса редко совпадают с интересами общественными, и нахождение разумного баланса между двумя этими категориями является одной из главных задач чиновников. Владимиру Макарову до поры это определенно удавалось. За предоставленную льготу город получил возможность разместить социальную рекламу в самых дорогостоящих местах, причем в объеме, многократно превышающем отведенный законом.

Любой мегаполис является местом пересечения самых разнообразных "интересов", стоимость которых исчисляется цифрами с многими нулями. Рекламный рынок – не исключение. Размещенная городом социальная реклама – это миллионы рублей недополученных (нет, не бюджетом, как считает следствие) акулами московского рекламного рынка. Сравнение с морским хищником в данном случае не случайно. По понятным причинам, крупные рекламные компании всеми возможными способами стараются откреститься от не приносящей прибыли социальной рекламы. Это, в свою очередь, значительно сужает круг партнеров столичных властей на рекламном рынке.

Не сулит сладкой жизни московским рекламщикам и ближайшее будущее. Решением столичного мэра, будут ликвидированы рекламные площади на дорожных знаках и указателях. Такая реклама отвлекает водителей. Помимо этого, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин призвал полностью убрать с Садового кольца растяжки, а так же существенно сократить число рекламных перетяжек. Не место рекламе и на исторических зданиях и памятниках архитектуры. Все это неизбежно бьет по прибылям столичных рекламщиков, заставляя их прибегать к использованию всех возможных ресурсов.

Владимир Макаров, возглавлявший Комитет по рекламе с 2004 года стоял у истоков упорядочения рынка наружной рекламы. За это время рекламное оформление города сильно изменилось. С московских улиц исчезли неэтичные, пошлые и раздражающие граждан слоганы, огромные и аляповатые билборды. В то же время, новая кампания по ограничению "наружки", важную роль в подготовке которой сыграл и Владимир Макаров, обострила напряженность среди главных игроков этого рынка. Вряд ли это могло добавить "любви" к чиновнику среди ущемленных бизнесменов.

Что же касается самого Макарова, то происходящее вокруг него не может не вызывать беспокойства. До сих пор не найдя доказательств вины, следствие продолжает содержать его под стражей. Чем заканчиваются подобные попытки "нарыть" на обвиняемого хоть чего-то существенного, хорошо известно по ряду эпизодов. В том числе и весьма трагических.

Выбор читателей