На палубу вышла лагерная мадонна

Театральный мир Москвы всколыхнула опера композитора Мечислава Вайнберга "Пассажирка", поставленная на сцене "Новой оперы". Она была создана почти полвека назад по повести бывшей узницы Освенцима

В Москве прошла очередная громкая премьера. В этот раз театральный мир столицы всколыхнула опера композитора Мечислава Вайнберга "Пассажирка", поставленная на сцене "Новой оперы".  

Фото: пресс-служба "Новой оперы"  

Написанная почти полвека назад, в 1968 г., по повести бывшей узницы Освенцима - польской писательницы Зофьи Посмыш - опера, наконец, добралась до российской столицы. Автором идеи оперы стал в свое время композитор Дмитрий Шостакович. Он прочел повесть и предложил составить либретто Александру Медведеву. Драматург встретился с Зофьей Посмыш в Освенциме и подготовил либретто.   По заказу Большого театра к созданию оперы приступил Мечислав Вайнберг, однако в разгар репетиций произведение сняли с постановки. Причина не удивляла: слишком много лагерной темы.  

Фото: пресс-служба "Новой оперы"  

Опера так и не увидела свет при жизни композитора. Премьера состоялась только в 2006 г. в австрийском Брегенце. Начав свое шествие по театральным подмосткам, опера уже не сходила с мировых сцен. Варшава, Мадрид, Лондон, Нью-Йорк - вот лишь их неполный перечень. В этом театральном сезоне она добралась и до Москвы.   "Новая опера" приурочила премьеру к Международному дню памяти жертв холокоста. Неслучайно фоном оперы по потолку и стенам концертного зала идут имена и фотографии погибших, увековеченных в иерусалимском Зале имен Яд Вашем.  

Фото: пресс-служба "Новой оперы"  

"Пассажирка" - это история большой трагедии, в которой как в клубок сплелись великодушие и ненависть, любовь и геноцид, фашизм и человеколюбие. На круизном лайнере, отправляющемся из Германии в Бразилию, случайно встречаются бывшая узница Освенцима - полячка Марта - и ее надзирательница Лиза. Несмотря на прошедшие годы - а действие оперы разворачивается через 15 лет после войны, сразу становится ясно, что никто не забыт, ничто не забыто.   Зрители погружаются в прошлое обеих женщин, а его никак не назовешь счастливым. Это лай овчарок, вырванные из рук вещи, окрики конвоиров, колючая проволока и садизм надзирателей. Но даже в этом кошмаре узники продолжают жить, любить, мечтать - о будущем, о свободе, о родине. Все боятся только смерти, которая ежедневно собирает свою кровавую жатву в застенках Освенцима.  

Фото: пресс-служба "Новой оперы"  

Опера Вайнберга не только об ужасах концлагеря, она поднимает вечные темы веры, человеческой совести, сопереживания, пагубного равнодушия к ближнему. Как смешаны в концлагере народы и национальности, так и в опере смешаны музыкальные стили и языки. Здесь есть вальс, марш, молитва, чакона, немецкий, польский, французский, русский…   Опера пульсирует как незаживающая рана, вечная рана, нанесенная человечеству Второй мировой войной. "Марта - не образ человека в традиционном реалистическом смысле. У нее с самого начала огромная задача: весь мир должен узнать, что было в Освенциме. Она архетип народа, символ всего человечества", - сказал режиссер Сергей Широков. Наталья Креслина, исполнившая роль Марты, сумела мастерски передать замысел автора. Ее работу на сцене нельзя назвать игрой, сидя в мягком кресле, зритель полностью погружается в атмосферу страшного лагерного быта. Даже когда артисты молчат, в ушах звучат их крики.

Выбор читателей