Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Санкционировано Богом
Так сложилось, что большинство своих силовых акций – захват чужих территорий, расправы с мирным населением и т.д. – американские власти изначально были склонны объявлять знаком божественного Провидения, божественной санкцией и прочей мистикой. Все это со временем оформилось в доктрину "предначертанной судьбы", а потом и в "доктрину Монро", которая прочно соединила воедино религию с империализмом, а Бога с геополитикой. Это было в XIX веке, а в конце Первой мировой войны доктрина "предначертанной судьбы" возникла уже в новом обличии т.н. "вильсоновского универсализма" (по имени тогдашнего президента США Вудро Вильсона), который отождествлял политические устремления и цели США с моральными законами, правящими Вселенной, а политические интересы США – с универсальными интересами человечества. Это была идеология облачения своих национальных корыстных интересов в маску благодеяния всему человечеству, которую Карл Шмитт метко охарактеризовал как тоталитарную и догматическую политическую теологию.
Уже в начале 1940 года ведущий геополитик Исаак Боуман заявил, что ответом на политику завоевания "территориального жизненного пространства" нацистcкой Германии должна стать аналогичная послевоенная американская политика завоевания "экономического жизненного пространства", поскольку экономика является гораздо более надежным способом доминирования. На практике это означало "силовой захват и закрепление глобального американского жизненного пространства и создание мировой атлантической империи". А в 1941 году выходит книга редактора влиятельного журнала Time Генри Льюиса "Американское столетие", в которой он декларировал, что историческая миссия США состоит в том, чтобы сделать ХХ век американским, а весь мир – "американским Миром". Американские критики того времени рассматривали ее не иначе как декларацию глобальных замыслов зла, "смесь империализма с агрессией, результат которой не что иное, как американская версия "Mein Kampf" Гитлера".
По праву силы
К несчастью, Генри Льюис оказался прав. ХХ век стал "в значительной мере американским столетием". В основе замыслов Льюиса о будущем мира лежала уверенность в легитимности американского империализма и универсализма. Откуда она взялась?
Как мы уже отметили, первоначальные планы и политические перспективы США были очерчены еще в XIX веке в "доктрине Монро". Имея якобы оборонительную подоплеку, она провозглашала, что США будут рассматривать как недружественный акт любую попытку европейских государств вмешаться тем или иным образом в дела государств западного полушария. Со своей стороны США обязывались не вмешиваться в дела Европы и в политику европейских стран. Однако, как пишет Николай фон Крейтор, вскоре из средства защиты "доктрина Монро" превратилась в дипломатическое орудие экспансии американского империализма, в инструмент господства над всем американским континентом. Если первоначально содержание доктрины Монро кратко определяли словами "Америка для американцев", то вскоре стало ясным, что ее подлинный смысл заключен в формуле "Все западное полушарие – для США".
Как только западное полушарие было идеологически определенно как "Новый Мир", возникла необходимость создать "новое международное право", поскольку превращение США в ведущую мировую державу разрушило европоцентристский правопорядок. По мнению фон Крейтора, в этом и заключается суть доктрины, когда обыкновенный империализм требует своей международной легитимизации. И сфера этого правопритязания неуклонно расширяется: сперва в западном полушарии, а затем, после окончания Первой мировой войны, и по другую сторону Атлантического океана – в Европе. Сущность нового суррогатного международного права, созданного "доктриной Монро", заключатся в его идеологической функции легитимизации нового колониального порядка.
Пиррова победа глобализма
Но в основе подрыва старого мирового порядка лежали не только амбиции США. Главным фактором явилась глобализация экономики. Такие устаревшие понятия как государственный суверенитет и экономически защищенное пространство вступили в противоречие с принципами "свободного рынка". И постепенно политический государственный суверенитет встал на службу экономическому империализму, а сама экономика стала политической.
Умело направляя процессы глобализации, политика Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона и Франклина Делано Рузвельта окончательно превратила конкретную идею американского "Большого пространства" в западном полушарии, провозглашенную в "доктрине Монро", в транснациональную мировую идеологию, в универсальный принцип глобальной интервенции американского экономического империализма, скрытого под маской либеральной демократии.
Так сформировалась идеология американского тоталитаризма, так родилась "холодная война", изобилующая множеством локальных вполне "горячих" конфликтов по всему миру. А с распадом Советского Союза было устранено последнее препятствие для американского мирового господства. Триумф? Но в этом "триумфе" кроется смерть для самой Америки и угроза для всего человечества. Будущее мира, чтобы оно вообще стало будущим, требует не только возвращения к балансу сил больших политических блоков (то, что Карл Шмитт называет сосуществованием "Больших пространств"), "но также и решительного противодействия диктату Нового Мирового Порядка".
Карл Шмитт вслед за Гегелем считал, что нет и не может быть верховного надзирателя над государствами. Любая надгосударственная инстанция, выступающая как абстрактная воля якобы мирового общества, на деле всегда оказывается мистификацией вполне конкретного государства- гегемона, цель которого – легитимизировать свое господство, дабы присвоить суверенитет других стран. Не более того. Как считает фон Крейтор, в этом отношении американский универсализм есть первая и в историческом плане самая успешная тоталитарная идеология. А "доктрину Монро", вернее то, во что ее превратили американские политики, с полным основанием можно назвать доктриной юридического и международно-правового фашизма.
Практика юридического фашизма
Итак, сначала политическая теология отождествляет американский экспансионизм с волей Бога. Затем возведенный в ранг международного права универсализм ставит знак равенства между интересами США и интересами абстрактного мирового общества, по существу объявляя конкурирующие национальные интересы нелегитимными.
Фон Крейтор отмечает, что в данном случае международно-правовые нормы уже выступают в качестве прикрытия реальных отношений господства и подчинения, а господство США абстрагируется до норм международного права. В то же самое время мировое геополитическое пространство переходит от конкретного пространства суверенных народов и наций в абстрактное пространство мира, воспринятого в категориях американской идеологии гегемонии как глобальный мировой рынок. Таким образом, как пишет Карл Шмитт, международное право американского империализма выступает здесь функциональным инструментом присвоения "политической прибавочной стоимости", а присвоение суверенных прав других стран – это суть международно-правовой доктрины универсализма как доктрины юридического фашизма.
Концепция нового международного права, которое начало утверждаться на международной арене после распада Советского Союза, выразилась в нескончаемых войнах Америки: Ирак, Панама, Югославия, Сомали, Гаити... По мнению фон Крейтора, прежнее международное право все более становится фикцией, а нормотворчество выливается в какой-то уродливый симбиоз американских претензий на установление мирового господства с демагогией морализаторства и запугивания. Под нажимом американских притязаний даже ООН все больше превращается в стража и охранителя Нового Мирового Порядка.
По мысли Карла Шмитта, универсализм, выступая в форме мировой экономики и рынка, есть не что иное, как диктатура космополитической финансовой плутократии. Абстрактное пространство рынка противопоставляется и разрушает конкретное пространство народной общности. Если конкретное пространство является жизненным пространством народа и служит поддерживанию духа соборности, социальной справедливости и исторической преемственности, то абстрактное пространство универсализма – сфера циркуляции капитала, сфера объективированного духа безродной и беспочвенной финансовой плутократии. Распространение американского универсализма способствует превращению наций и народов из субъектов международных отношений в пассивные объекты воли США.
Легко убедив себя в своей доктринальной праведности, отмечает Николай фон Крейтор, США настаивают на подчинении, а если нет, то и на уничтожении всех противостоящих держав. Американская тоталитарная идеология универсализма формирует склад ума лидеров США, не признающих, что оппозиция имеет право на существование и может иметь какие-либо достоинства или оправдания.
Мир накануне
Думается, в свете вышеизложенного становятся более понятными и прозрачными дипломатические маневры США вокруг планируемой агрессии против суверенного Ирака. Да, это всего лишь попытки легитимизировать войну, получить лицензию мирового сообщества на отстрел еще одного суверена. А разговоры о борьбе с международным терроризмом, "мировым злом", "страшным восточным деспотом" – не более чем дымовая завеса, топорный предлог в стиле примитивного голливудского боевика.
Изгнание Саддама из пределов Вавилонских – действо, конечно, многоцелевое, но в основе все же лежит конкретный нефтяной интерес США. Но как любая авантюра, эта акция имеет многовариантные и непредсказуемые последствия, анализировать которые в данной статье мы не имеем возможности. Однако заметим, что в среднесрочном плане просматривается вариант начала большой и затяжной войны с исламским миром, вовлеченной в которую может оказаться и Европа. Для которой, учитывая географическую близость и наличие большого количества выходцев из Азии, эта война может обернуться катастрофой.
Певец американского империализма Фрэнсис Фукуяма писал в своей знаменитой книге, что американизм "является конечной целью и высшей (заключающей) стадией идеологической эволюции человечества и самой совершенной формой государственного управления. Его пришествие знаменует конец истории".
Так вот, сейчас историческая задача, которая стоит перед всеми нациями Земли, – не допустить, чтобы XXI век стал всемирным американским столетием. Слово за новой объединенной Европой, которая в последнее время все больше понимается как идеологический противовес США – миру отживших ценностей и идеологий прошлого.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче