Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Будущее за ними
Слова представителя израильского СНБ получили подтверждение на конференции иракской оппозиции, состоявшейся в Лондоне по инициативе США в то же время, когда проходил визит Мофаза в Вашингтон. В ней приняли участие три сотни представителей более 50 иракских организаций, выступающих против Саддама Хусейна. Однако решающую роль играли блок Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК), а также проиранский Верховный совет Исламской революции Ирака. Подобная ситуация была предсказуема, поскольку курды и шииты не только представляют подавляющее большинство населения Ирака, но и традиционно являются ведущей силой в оппозиции Багдаду. Именно представляющие их организации, по оценке многих ближневосточных экспертов, будут доминировать в иракской политике после свержения Саддама Хусейна. Однако наибольшие шансы занять в ней привилегированное положение имеет Верховный совет Исламской революции Ирака (ВСИРИ). Именно он представляет большинство населения страны, проживающего на значительной части ее территории. Ведь в шести крупных губернаторствах на юге и востоке Ирака шииты составляют 96-99% от общего числа жителей, почти то же можно сказать и о главных городах. Хотя по Багдаду точные статистические данные отсутствуют, арабские источники отмечают, что со времен слияния старой его части с шиитским районом Касимейа последователи шиизма составляют большинство обитателей столицы. Во втором по величине иракском городе – Басре – шииты составляют 70-75% населения.
Демографическая ситуация в южных и восточных районах, а также в крупнейших городах Ирака способствует установлению там контроля ВСИРИ после свержения багдадского режима. Это в свою очередь предопределяет роль данной организации в поствоенном обустройстве страны. В отличие от нее, курдские организации лишены аналогичной перспективы – их влияние ограничено районами компактного расселения иракских курдов. Кроме того, в отличие от курдов, основная часть шиитской общины по этнолингвистическим признакам является арабской, что облегчает ее контакты с арабо-суннитским меньшинством.
Однако различия между ВСИРИ и курдскими организациями не ограничиваются географическим и этно-демографическим факторами. С политической точки зрения они традиционно преследуют разные цели.
Еще с XIX столетия курды стремятся к независимости или как минимум автономии в рамках иракского государства. Теперь же лидеры ДПК и ПСК попытаются сохранить за собой ту форму самоуправления, которой они добились в начале 90-х. Как следствие, их политика носит изоляционистский характер. Шиитское же движение, и ВСИРИ в частности, стремится к свержению светского режима и вытеснению суннитского меньшинства с ключевых постов в государственном аппарате. Завершающей фазой "шиитизации" Ирака, по мнению лидеров ВСИРИ, должно стать провозглашение Исламской республики по иранской модели.
На практическом уровне роль ВСИРИ имеет особое значение в контексте поствоенного перераспределения энергоресурсов Ирака, аннулирования ранее подписанных им экономических соглашений и погашения задолженности в военно-технической области. Для России все эти вопросы принципиально важны и во многом определяют иракскую политику Москвы. Поэтому необходимо учитывать малейшие нюансы структурно-административной иерархии ВСИРИ, личные качества и амбиции его лидеров, а также связи этой организации с внешними силами, в частности Ираном. Не меньший интерес представляет и то обстоятельство, что ВСИРИ является крупнейшей шиитской организацией страны, но далеко не единственной. На представительство этой части населения претендуют и ряд других военно-политических группировок, пользующиеся поддержкой Ирана, Сирии, Иордании, США, Франции, Великобритании и шиитских лидеров Ливана. Противоречия между ними и ВСИРИ отчетливо проявились на упоминавшейся лондонской конференции, когда соперники Верховного Совета публично выступили против его "гегемонии" и демонстративно покинули конференц-зал.
Таким образом, шиитское движение Ирака, претендующее на господствующее положение в стране, хотя и располагает значительным потенциалом для достижения своих целей, является далеко не монолитным и при этом зависит от различных внешних сил.
Первый призыв
Как мы уже рассказывали, начальный опыт партийной деятельности иракские шииты приобрели в рамках Компартии и "Аль-Нахда" еще в первой половине XX столетия. Тогда же была предпринята первая попытка придать религиозно-социальному протесту шиитского большинства организационно-политическую форму. Так в 1932 году на свет появился "Исполнительный комитет иракских шиитов".
Однако возникновение современного шиитского движения в Ираке началось гораздо позже, в 60-70-х годах. Это произошло лишь после формирования четкой идеологической базы шиитского фундаментализма в религиозных академиях Эн-Неджефа, Кербелы и Самарры. Именно на ее основании были созданы военно-политические шиитские организации, выступавшие в качестве всеобъемлющей альтернативы правящему режиму.
Первая и наиболее знаменитая из них сформировалась в конце 50-х – начале 60-х, получив название "Партия исламского призыва" ("Хизб аль-Дауа аль-Исламийа"). Ее идеологами и духовными лидерами являлись величайшие шиитские деятели XX столетия – Мухсен аль-Хаким и его ученик Мухаммад Бакр аль-Садр. Последний, кстати, поддерживал весьма тесные отношения с будущим основателем Исламской Республики Иран аятоллой Хомейни. В 70-х годах иностранные ученики Бакра аль-Садра, депортированные властями из Ирака, основали в различных уголках мусульманского мира многочисленные отделения ПИП. Наибольшую известность приобрело ливанское ответвление партии, нареченное "Хизб аль-Дауа аль-Исламийа аль-Лэбэнанийа". Оно, подобно большинству других зарубежных филиалов ПИП, сохранило связи с центром в Эн-Неджефе, благодаря чему эта организация приобрела международный характер.
В самом же Ираке при создании различных структур своей организации Мухсен аль-Хаким и Бакр аль-Садр широко использовали связи, влияние и экономический потенциал традиционного шиитского духовенства. Опорой в этом для них служила "Ассоциация неджефских улемов".
С приходом к власти в Багдаде Партии арабского социалистического возрождения (БААС) летом 1968 года, ПИП вступила с ней в ожесточенную конфронтацию. Лидеры "Исламского призыва" изначально рассматривали себя в качестве потенциальной альтернативы светской власти, открыто заявляя о намерении добиться ее свержения. В 1974 году они предприняли неудачную попытку осуществить свои планы, после чего багдадский режим перешел в решительное наступление. В том же году начались массовые репрессии против активистов ПИП. В общей сложности в 1974-80 гг. были казнены более 500 шиитских религиозно-политических деятелей, так или иначе связанных с этой организацией. В 1980 был уничтожен и ее духовный лидер Бакр аль-Садр, а его детище официально объявлено вне закона. За год до этого активистов ПИП несказанно воодушевила победа их единомышленников в соседнем Иране, что привело к новой вспышке антиправительственного террора.
Ликвидация аль-Садра вызвала ожесточение боевиков ПИП. В ответ они предприняли неудачное покушение на главу иракского МИД Тарика Азиза, а три года спустя убили министра планирования. Реакция властей не заставила себя долго ждать, после чего кровавая конфронтация между БААС и ПИП уже не прекращалась. Правда, в 90-е годы активность последователей Бакра аль-Садра пошла на убыль, в первую очередь благодаря эффективным мерам иракских спецслужб. Однако несмотря на все усилия Багдада, теракты ПИП продолжались. Наибольший резонанс получило покушение на старшего сына Саддама Хусейна Удея, осуществленное боевиками этой организации в конце 1996-го. Данная акция существенно повлияла на внутриполитическую обстановку в стране, первоначально усилив позиции младшего сына президента Кусая, а затем (после выздоровления Удея) вызвав соперничество между двумя братьями. Кстати, для самой ПИП последствия того покушения оказались самыми плачевными. Став фактически неоспоримым преемником отца и окончательно подчинив себе большинство силовых структур, Кусай задался целью до основания разгромить "Партию исламского призыва". При этом он перешел от ранее принятой тактики прямого противостояния к тайным операциям "внутреннего воздействия". В результате ПИП оказалась расколотой на несколько враждующих друг с другом мелких фракций, более не угрожающих режиму. Ее центральная группировка представляет собой старое ядро партии и сохранила за собой первоначальное название. Кстати, те, кто стоял за организацией покушения на Удея, впоследствии вошли в вооруженные формирования именно этой фракции. Сегодня штаб-квартира "Хизб аль-Дауа аль-Исламийа" находится в Тегеране. Ее лидер Мехди аль-Асифи тесно связан с Министерством разведки и безопасности, а также "Корпусом стражей Исламской революции" Ирана.
Вторая по величине группировка ПИП базируется в Англии, а несколько ее отделений функционируют во Франции и Иордании. Лидером этой фракции является Абу Ахмад аль-Джаффари, поддерживающий связи с ЦРУ, МИ-6 и Службой общей разведки Кувейта. Он известен своей проамериканской ориентацией.
Третью фракцию возглавляют Абу-Биляр и шейх Зухари, проживающие в Дамаске. Кроме Сирии, отделения этой группировки действуют в северо-восточных районах Ливана, а по некоторым сведениям, и на западе Германии. Известно также, что ее руководство активно сотрудничает с сирийскими спецслужбами и некоторыми лидерами ливанской шиитской организации "Хезболла". Кстати, речь идет именно о тех ее представителях, которые в 70-х годах входили в состав упоминавшейся "Хизб аль-Дауа аль-Исламийа аль-Лэбэнанийа" (ливанское отделение ПИП).
Все три перечисленные группировки враждуют друг с другом и не пользуются существенным влиянием на родине. Основная их деятельность ограничивается незначительной частью иракской диаспоры на Ближнем Востоке и в Западной Европе. Центральная группировка сотрудничает с Верховным советом Исламской революции Ирака.
Наравне с ПИП в 70-е годы на юге страны появились и другие военно-политические шиитские организации. Среди них выделяются:
Организация исламского действия (основана в 1982 г. аятоллой Мударреси),
Ассоциация иракских моджахедов (лидер – Абд аль-Азиз аль-Хаким, младший сын Мухсена аль-Хакима),
Исламское движение Ирака (лидер – шейх Махди аль-Халиси),
Движение воинов имама (лидер – Сеид аль-Бадри),
Исламский фронт Ирака.
Однако лидирующее положение в рамках Шиитского движения занимает сегодня Верховный совет Исламской революции Ирака (ВСИРИ), с которого мы и начали повествование. Именно ему будет посвящен следующий материал "Yтра" из серии "Ирак после Саддама".
* Организация запрещена на территории РФ
В Европе чувствуется усталость от конфликта