Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Между тем все три компонента задуманной реформы вызывают сомнения. Идею расчленения "Газпрома" многие считают опасной – способной нарушить наработанные десятилетиями технологические цепочки, а главное, негативно отразиться на экспорте. На экспортных рынках цена на газ в значительной степени формируется целенаправленной политикой ведущих поставщиков. Возможности расчлененного "Газпрома" по проведению подобной политики будут в значительной степени ослаблены. Полная же либерализация доступа в ЕСГ – а значит, и внешних поставок – способна и вовсе обрушить экспортные цены. Кроме того, без соответствующих инвестиций в развитие газотранспортной инфраструктуры такая затея довольно скоро упрется в потолок пропускной способности, что потребует возврата к практике ограничений.
Что же касается свободного ценообразования на внутреннем газовом рынке, то цены, безусловно, надо постепенно отпускать либо так или иначе повышать, причем значительно. Да вот только выдержит ли это изнеженная газовой дешевизной отечественная промышленность? Тарифы на газ повышаются регулярно – в 2002 году прирост средней оптовой цены составил порядка 26-27%, однако внутренние поставки остаются для "Газпрома" убыточными: нынешние расценки (примерно $18 за 1 тыс. кубометров) не достигают и 85% себестоимости; при этом сохраняется более чем пятикратный разрыв между внутренними и экспортными ценами. В результате рынок получает совершенно неверные стоимостные сигналы и на нем образуется мнимый дефицит газа. А как же не быть дефициту, если, скажем, энергетикам газ обходится в пересчете на условное топливо в три раза дешевле, чем мазут. Фактически "Газпром" субсидирует остальную экономику за счет доходов от экспорта, но в ущерб развитию своей материально-сырьевой базы.
Все годовые инвестиционные программы концерна жестко коррелируются с плановыми увеличениями тарифов. Для полной реализации программы капиталовложений на 2003 год при бездефицитном бюджете необходим рост внутренних цен на газ, самое меньшее, на 40% (причем при максимально возможном сокращении производственных издержек). Правда, это оценки самого "Газпрома", но, скорее всего, они не слишком далеки от истины. Тем временем правительство утвердило на следующий год только 20%-ное повышение тарифов. Следовательно, придется сокращать инвестиционную программу и, возможно, залезать в новые долги, которые у "Газпрома" и без того достигли уже $14,7 млрд.
В этой ситуации концерн в лучшем случае сможет стабилизировать свою добычу в ближайшие годы на уровне 520-530 млрд. кубометров (за счет разработки месторождения "Заполярное", что должно компенсировать потери на уже истощенных месторождениях). Однако с учетом прогнозируемого роста российской экономики и, соответственно, увеличения газопотребления, в недалеком будущем в России может возникнуть уже не мнимый, а реальный дефицит природного газа. Чтобы этого не произошло, необходимо наращивание газодобычи независимыми производителями – в первую очередь, нефтяными компаниями, владеющими третью всех лицензий на газовые месторождения.
Соотношение продаж на внутреннем газовом рынке между "Газпромом" и другими компаниями составляет примерно 390:60 млрд. кубометров газа в год (еще порядка 130 млрд. куб. м "Газпром" экспортирует). Если газовому гиганту правительство расписывает лимиты поставок на внутренний рынок по государственным тарифам, позволяя продавать внутри страны по свободным ценам только то немногое (в 2002 году – 10 млрд. куб. м), что остается сверх лимитов, экспорта и потребления газа для собственных нужд, то независимые производители вправе работать по договорным ценам. Однако это их преимущество нивелируется отсутствием свободного доступа к ЕСГ. К тому же, тарифы на прокачку, установленные для них Федеральной энергетической комиссией, вдвое выше, чем для "Межрегионгаза" (дочернего предприятия "Газпрома"). По существу, независимым производителям не остается ничего иного, кроме как просто закачивать свой газ в общую газпромовскую трубу и, таким образом, довольствоваться государственными расценками на поставляемый ими газ. Неудивительно, что в этих условиях нефтяные компании не спешат себе в убыток наращивать газодобычу. Следовательно, чтобы стимулировать независимых производителей, какая-то либерализация доступа в ЕСГ все же необходима. Кстати, осознают это и в "Газпроме". Ведь без расширения добычи другими компаниями закрывать в случае чего брешь в газовом балансе страны принудят "Газпром", просто увеличив ему внутренние лимиты.
Однако, либерализируя доступ к трубе, каким образом, во-первых, обеспечить приток в ЕСГ негосударственных инвестиций, а во-вторых, не подорвать экспорт? План реформирования газовой отрасли, подготовленный Минэкономразвития, фактически оставляет эти вопросы без ответа. В то же время в "Газпроме" полагают, что при прокачке через ЕСГ по прямым договорам между независимыми газодобытчиками и внутренними потребителями более 50 млрд. кубометров газа в год необходимо создавать те или иные механизмы аккумуляции инвестиционных ресурсов соответствующих компаний (в целях расширения сетей магистральных газопроводов). Либерализация же газового экспорта, считают топ-менеджеры концерна, – абсолютное зло (и с этим следует, наверное, согласиться): по их мнению, допуск независимых газодобывающих компаний на внешние рынки сбыта возможен только по квотам, которые будет выделять (пропорционально добыче) "Газпром", и только после того, как выровняются государственные и биржевые цены на газ.
Создание газовой биржи – один из центральных пунктов плана Минэкономразвития. Именно через биржу, как предполагается, будут реализовать газ независимые производители, а "Газпром" – свои "излишки". По оценкам, биржевые цены окажутся поначалу на 30-50% выше государственных тарифов. Ведомство Грефа уже подготовило проект правительственного постановления, согласно которому "Газпрому" разрешается продавать по свободным ценам до 5% от среднего объема поставок газа внутренним потребителям, то есть порядка 19 млрд. кубометров в год. В течение определенного периода газовый рынок будет разделен на два сектора – регулируемый (поставки по лимитам) и свободный: доля второго будет постепенно расширяться (за счет "нового" газа и сокращения лимитов), а ценовые условия в том и другом секторе – сближаться (в результате планомерного увеличения государственных тарифов). Вместе с тем в Минэкономразвития сами не могут пока внятно сказать, чему они отдают приоритет – ускоренному накручиванию тарифов до рыночного уровня или уменьшению лимитов поставок по госценам. Неясно, кроме того, как планируется осуществлять это уменьшение – пропорционально потреблению либо (что более вероятно) в порядке очередности по отраслям.
Впрочем, кое-что все же проясняется: согласно новейшей версии плана Минэкономразвития, реформы газовой отрасли и электроэнергетики намечено "синхронизировать". Либерализация рынка электроэнергии и ликвидация газовых лимитов для генерирующих станций (то есть переход энергетиков к закупкам газа по свободным ценам) будут осуществляться в 2005 году практически одновременно. Еще до этого времени, по словам Грефа, не исключено снятие лимитов для некоторых крупных промышленных потребителей (среди первых кандидатов – промышленность строительных материалов). Затем наступит черед и других отраслей. На поблажки могут рассчитывать только химическая и металлургическая промышленность – их, по всей видимости, переведут на свободные закупки газа в последнюю очередь. В конечном счете, регулируемый сектор газового рынка сузится до ЖКХ и домашних хозяйств (это 14-16% всего потребления) – здесь никакой либерализации не планируется (просто будут повышать цены).
Указанная "синхронизация" двух реформ заставила Минэкономразвития пересмотреть весь прежний график преобразований в газовой индустрии. Если еще недавно декларировалось намерение завершить либерализацию газового рынка в 2008 году, то теперь – на два-три года раньше. Соответственно, и ценовые ориентиры (свыше $40 за кубометр) переносятся на 2005 год, что некоторые эксперты расценивают как авантюру. Недискриминационный доступ независимых компаний к ЕСГ и так предполагалось обеспечить уже в 2003 году, но вот что касается сроков выделения из "Газпрома" транспортной и диспетчерской компаний, то назывался 2006 год. Между тем, по замыслу авторов реформы, это должно предшествовать дерегуляции рынка, а стало быть, может произойти в 2004 году.
Вообще, складывается впечатление, что все эти очень красивые прожекты созданы в пылу какой-то эйфории – шашки наголо и вперед! Трудно поверить, что авторы просто проигнорировали сложные проблемы, которые лежат на поверхности (способность отдельных отраслей экономики выдержать ударные темпы либерализации, состояние газотранспортных сетей, целесообразность переноса элементов функционирования нефтяного рынка в газовую сферу, поддержание экспортных цен и т.д.). Тем не менее, четких вариантов решения этих проблем не слышно.
Учитывая место "Газпрома" в российской экономике, можно, наверное, перефразировать известное изречение одного американского промышленника и сказать: "То, что хорошо для "Газпрома", хорошо для России". Вроде бы, в концерне должны по потолку бегать от радости, что в течение трех лет внутренние цены на их продукцию возрастут в два с половиной раза. Однако представители компании, напротив, не скрывают свое, мягко говоря, прохладное отношение к задуманной реформе. Уже одно это должно было заставить команду Германа Грефа хотя бы призадуматься.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику
Некоторые не выдержали критику и передумали