Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
До 2001 года Россия обеспечивала 65-70% предложения на мировом рынке палладия (5,2 млн. унций в 2000 году). Весь экспорт российских платиноидов осуществляется по квотам, утверждаемым президентским указом, через государственное унитарное предприятие ВО "Алмазювелирэкспорт". Для операций на внешнем рынке "Алмазювелирэкспорт" создал в Соединенных Штатах дочернюю компанию "Almaz USA". Кроме того, часть металла поступает через государственного монополиста к "Norimet" – зарегистрированной в Великобритании дочерней фирме "Норильского никеля", которая непосредственно реализует экспортную квоту комбината. Однако несогласованность действий наших экспортеров и крайняя аритмия поставок из России (главным образом, вследствие бюрократических несуразиц с продажами из государственных запасов), тем более в условиях полного тумана для зарубежных потребителей и биржевиков относительно российских возможностей и намерений, постоянно лихорадили и в конце концов полностью дестабилизировали рынок палладия.
Нынешние цены на палладий – $240 за унцию – примерно такие же, как в 1998 году. Удивительная ценовая стабильность – если не знать, что в 1997 году средняя цена составляла $120, а в начале 2001 года поднималась до $1094 (!) за унцию. Что же творится на этом рынке?
В 1998-2000 гг. мировой спрос на палладий увеличился с 4 млн. до почти 9 млн. унций в год. В определенной мере это был ажиотажный спрос, вызванный не только ростом потребления металла в автомобильной и электронной промышленности, но и стремлением создать биржевые и промышленные запасы ввиду непредсказуемого поведения ведущего экспортера. Однако главной причиной указанного скачка явился переход автомобилестроителей к использованию палладиевых (значительно более эффективных по сравнению с платиновыми) катализаторов для очистки выхлопных газов.
Когда цены на палладий взмыли на совсем уж запредельную высоту (он стал почти в 1,7 раза дороже платины – сейчас в 2,5 раза дешевле), начался обратный процесс: активизировались разработки платиновых катализаторов с такими же экологическими характеристиками. Пока, правда, применение платиновых катализаторов в обычных двигателях внутреннего сгорания довольно ограниченно; однако, во-первых, возрос удельный спрос на автомобили с дизельными двигателями (в Европе, например, это 35% рынка грузовиков), где устанавливаются именно платиновые нейтрализаторы выхлопных газов, а во-вторых, в палладиевых катализаторах удалось заметно снизить содержание металла (для ряда моделей – наполовину). Кроме того, в 2001-2002 гг. автомобилестроители для производства новых катализаторов стали широко использовать накопленные ранее запасы палладия, а часть этих запасов и вовсе распродали. К сказанному добавим еще резкое (до 50% в 2001 г.) сокращение спроса со стороны электронной промышленности (и других высокотехнологичных отраслей) вследствие спада, а также расширение производства вторичного палладия, в том числе из отработанных катализаторов (кстати, завод по переработке платиноидосодержащего лома собирается к 2005 г. построить и "Норникель", планируя выпускать 30-40 тонн вторичного палладия в год). Все это привело к резкому обвалу цен на палладий в середине 2001 г. – до $550 за унцию; к концу прошлого года унция металла стоила уже $315, а в нынешнем году обесценилась еще на 24%.
Только когда цены покатились вниз, наши экспортеры всерьез задумались о разумности своей сбытовой политики. С августа 2001 года Россия прекратила продажи палладия из госзапасов и вообще поставки на спотовой рынок (и по крайней мере до 2004 года возвращаться на него не собирается). "Норникель" объявил, что теперь будет работать только по прямым контрактам. Однако заключение таких контрактов шло довольно медленно. В итоге российский экспорт палладия упал до 4,34 млн. унций в прошлом году и, по предварительным оценкам, до 1,6 млн. унций в 2002 году. (Роль основного поставщика палладия перешла к ЮАР – 2,0 и 2,2 млн. унций в 2001 и 2002 гг. соответственно.) Увы! – не помогло: России уже не верят, спрос остается вялым, цены не поднимаются.
В этих условиях российское правительство предпринимает новые усилия, дабы выправить положение: в середине декабря 2002 г. на заседании кабинета был одобрен план, предусматривающий постепенное снятие экспортных ограничений на платиноиды. Минфин вообще покусился на святое – предложил рассекретить информацию о производстве и запасах, что обеспечило бы столь необходимую прозрачность рынка. Пока, однако, решено лишь изменить схему продаж. В течение двух месяцев должно быть создано совместное предприятие (возможно, в Швейцарии), в котором "Norimet" получит 51%, "Almaz USA" – 49% акций. Именно это СП станет выкупать у "Алмазювелирэкспорта" весь экспортный объем платиноидов и заниматься их реализацией на внешнем рынке. При этом правительство выделит дополнительные экспортные квоты для создания на зарубежных складах гарантийного запаса палладия. Руководить сбытовой политикой нового СП будет некий межведомственный комитет, в который войдут представители Минфина, Центробанка, "Алмазювелирэкспорта" и "Норильского никеля". До настоящего времени "Almaz USA" и "Norimet" самостоятельно решали, когда и сколько металла продать. В правительстве надеются, что новая схема позволит российским участникам рынка платиноидов проводить скоординированную и более эффективную маркетинговую политику. По заявлениям руководителей "Норникеля", там очень рассчитывают, что упорядочивание российских поставок палладия и обеспечение их предсказуемости позволит стабилизировать цены на "приемлемом" уровне в $300-400 за унцию.
Кстати, в ноябре 2002 г. были достигнуты договоренности о приобретении "Норильским никелем" 51% акций американской Stillwater Mining Company (за $341 млн.) – крупнейшего производителя платиноидов в Северной Америке. Эта сделка, для окончательного оформления которой потребуется еще какое-то время, позволит российскому комбинату расширить каналы сбыта. Через Stillwater "Норникель" намерен продавать на рынке США не менее 1 млн. унций палладия в год.
Трудно пока сказать, удастся ли России восстановить рынок палладия, который она сама же разрушила. Между тем зарубежные эксперты не исключают дальнейшего сокращения мирового спроса и, соответственно, снижения цен...
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету