В Евразии собирают камни

Основная идея состоявшегося в Москве форума ЕврАзЭС – не в очередной попытке склеить разбившийся на кусочки сосуд, а в том, чтобы совместно лепить что-то новое

На днях в Москве в Центре международной торговли состоялся "наш Давос" – первый экономический форум стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). На него съехались около тысячи предпринимателей из стран-участниц Сообщества (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), а также из Украины и Молдавии, имеющих статус наблюдателя, и других стран, у которых есть экономические интересы на территории ЕврАзЭС. Форум был организован Интеграционным комитетом ЕврАзЭС совместно с Ассоциацией "Деловой совет ЕврАзЭС" и Торгово-промышленной палатой РФ, под патронажем глав правительств государств-участников Сообщества. В его работе поучаствовали и правительства – на уровне премьеров и вице-премьеров. Получилось довольно респектабельное собрание обитателей постсоветского пространства.

Для чего же они собирались? Мало, что ли, на этом самом пространстве различных клубов и форумов, пытающихся его как-то интегрировать? Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота утверждает, что основной целью форума было углубление экономической интеграции ЕврАзЭС путем не только согласования политики стран-участниц, но и расширения сотрудничества деловых кругов этих стран, привлечения взаимных инвестиций в реальный сектор экономики. То есть основная идея форума – не в очередной попытке склеить разбившийся на кусочки сосуд, а в том, чтобы совместно лепить что-то новое.

В этом духе был написан итоговый документ – совместная декларация участников форума. В ней говорится о том, что пора переходить от организационных вопросов и межгосударственных разборок к решению практических задач интеграции, а к этой самой интеграции активнее подключать представителей деловых кругов государств-членов ЕврАзЭС. В принципе, ничего особо нового в этом лозунге нет. Когда в 1994 году в стенах МГУ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею евразийского сообщества, он имел в виду как раз не волевое политическое объединение постсоветского пространства, а постепенное экономическое срастание его частей. И вот теперь те экономические силы, которые заинтересованы в интеграции СНГ, вознамерились сказать свое веское слово и на политическом уровне.

Выяснилось, что евразийские экономисты и бизнесмены требуют от политиков прежде всего создать условия, благоприятствующие дальнейшей интеграции. Большие надежды возлагаются на единое таможенное пространство ЕврАзЭС, которое, как ожидается, будет окончательно сформировано в 2005 году. Затем можно будет говорить и о единой валюте (на роль которой выдвигается российский рубль), а также о едином экономическом пространстве. Помимо этого, необходимо урегулировать ряд вопросов, менее глобальных, но не менее значимых с точки зрения простого бизнесмена. Нужно гармонизировать торговое, налоговое, валютное и таможенное законодательство стран ЕврАзЭС, создать одинаково благоприятные рамочные условия для ведения дел на всем пространстве Сообщества и обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, предстоит отработать механизмы финансирования совместных программ и проектов, а также механизмы защиты внутренних рынков стран Сообщества, которые исключили бы применение всяческих ограничительных мер в торговле в рамках ЕврАзЭС. А еще надо заниматься структурной перестройкой экономик стран Сообщества, желательно на основе совместных инновационных и инвестиционных проектов и программ. И, наконец, жизненно необходимо согласовывать обязательства, принимаемые странами-участницами в рамках переговоров по ВТО. По словам первого заместителя главы МЭРТ России Ивана Матерова, вступление стран ЕврАзЭС в ВТО станет главным испытанием для Сообщества: если не удастся синхронизовать их переговорные позиции, то само существование ЕврАзЭС будет поставлено под сомнение. Так, Киргизия, раньше других вступившая в ВТО, теперь фактически не может участвовать в ряде инициатив своих евразийских партнеров.

Одним словом, сплошная канитель с этой нашей интеграцией! Естественно, возникает вопрос: стоит ли игра свеч, ведь доля стран ЕврАзЭС во внешнеторговом обороте России составляет всего-то 10%, тогда как у любой завалящей страны ЕС на внутрисоюзную торговлю приходится никак не меньше половины внешнего товарооборота. А у нас, несмотря на то, что ЕврАзЭС провозглашено зоной свободной торговли, между странами-участницами действуют защитные и антидемпинговые меры, что не способствует развитию отношений. Короче, проблем много, а экономические перспективы нашей евразийской интеграции далеко не очевидны.

Однако нынешние цифры и проблемы – это еще не повод для разочарования. Во-первых, не всё так плохо – смотря с чем сравнивать. Средний показатель двусторонней торговли между странами ЕврАзЭС вдвое больше, чем между странами СНГ. В ЕврАзЭС, которое было создано менее двух лет назад, уже согласовано около 60% торговых тарифов, тогда как в СНГ – почти вдвое меньше. При этом не следует забывать, что России – при ее нефтегазовом экспорте и машинотехническом импорте – с соседями по Евразии просто нечем торговать в таких масштабах, как, например, с Европой. Что до стран Евросоюза, там давно налажена промышленная кооперация – они и торгуют друг с другом много, да и общий объем товарооборота у них побольше нашего будет. А во-вторых, не торговлей единой жива интеграция. Применительно к международному обмену изречение известного персонажа из мультфильма звучит так: "Чтобы продать что-нибудь нужное, нужно сначала произвести что-нибудь нужное" – вот над этим и предстоит работать евразийскому сообществу. Наша интеграция – это не столько торговля, сколько взаимные инвестиции, различные промышленные и инфраструктурные проекты.

Всё это, кажется, понимали и участники форума. Они обсуждали пути сотрудничества и конкретные проекты в сферах энергетики, транспорта, телекоммуникаций и АПК. Так, Михаил Касьянов призвал страны ЕврАзЭС институционально оформить создание Евразийского газового альянса с последующим привлечением к нему других членов СНГ. А председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс предложил сформировать единый энергетический рынок ЕврАзЭС. Инициативы были в целом поддержаны. Решено было также активизировать формирование Транспортного союза, согласовать применение единых железнодорожных тарифов, создать общий аграрный рынок. Среди конкретных обсуждавшихся проектов по масштабу выделялся российско-казахстанский энергетический концерн на базе Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане.

Но дело сейчас даже не только в осуществлении конкретных проектов. Смотря на проблему шире, президент ТПП Евгений Примаков на форуме сказал: "Главное – мы должны стать конкурентоспособными на международном рынке". А для этого, по его мнению, необходимо наладить транснациональный инвестиционный поток в рамках ЕврАзЭС, а также обеспечить устойчивое развитие малому бизнесу...

Сейчас многие эксперты признают за ЕврАзЭС неплохие перспективы. По крайней мере, на фоне разлагающегося СНГ Сообщество выглядит весьма жизнеспособным. В этом ему помогает изначально присущий прагматизм и минимум политического пафоса, а также еще одна характерная черта – отсутствие явного доминирования России. В ЕврАзЭС она старается вести себя с максимальной осторожностью и осмотрительностью, насколько такое возможно слону в посудной лавке. Чего стоит одна фраза Касьянова: "Вопросы, затрагивающие интересы партнеров по ЕврАзЭС, решать нужно осторожно, в первую очередь это относится к России". Невольно вспоминается библейская истина: кто хочет быть большим – будь как меньший. И (это уже не из Библии) люди к тебе потянутся. Видно, настало время собирать камни. И, может, на том аморфном пространстве, которое некогда именовалось "СССР", возникнет новое, более здоровое и жизнеспособное объединение?

Выбор читателей