Рваные штаны Синдбада

Из когтей, плавников и клешней смерти самодовольного раззяву каждый раз вытаскивает то хрупкая принцесса-гимнастка, то страдающий расстройством желудка и непомерно слюнявый корабельный мопс

Синдбад: легенда семи морей (Sinbad: Legend of the Seven Seas), США, 2003
Режиссеры: Тим Джонсон, Патрик Гилмор
Полнометражный анимационный фильм




К концу лета, не столь уж богатого на кинособытия и чрезвычайно скупого на добротные семейные мультфильмы, в российском прокате появился "Синдбад: легенда семи морей". Очень хотелось бы вместо "появился" сказать "грянул", но увы - не судьба. Мультик честно отрабатывает затраченные деньги на билеты, попкорн, колу и, вероятно, воскресный шопинг в прилегающем к кинотеатру мегасторе, однако сердец не покоряет и оваций не собирает. Что-то поломалось в отлаженном механизме анимационных развлечений для всей семьи.

Покупаясь на знакомое с пеленок имя Синдбада, ждешь от мультфильма эпического размаха, колорита восточных сказок и путешествий в неизведанные миры. Тем не менее, после вводной потасовки выражение наивного пацанского предвкушения сменяется дилетантским недоумением, а к завязке самой интриги и вовсе переходит в высоколобое пренебрежение.

Дело в том, что, во-первых, сотканный сценаристами славной студии Dreamworks Синдбад имеет с тем, воспетым в сказках легендарной вертихвостки Шахерезады столько же общего, сколько Остин Пауэрс – с Джеймсом Бондом. Вместо бравого морского волка, выпутывавшегося из передряг на суше и на море с помощью в равной степени и мускулов и хитрости, перед нами предстает слащавый герой-штаны-с-дырой (а штаны ему действительно порвут), который, не задумываясь, предает лучших друзей, а потом садится в лужу и плачет, какая же он размазня. Из когтей, плавников и клешней смерти самодовольного раззяву каждый раз вытаскивает то хрупкая принцесса-гимнастка, то страдающий расстройством желудка и непомерно слюнявый корабельный мопс. Нашего пирата-доходягу постоянно мучают комплексы, патологическая трусость и, вы будете смеяться, серьезные экзистенциальные вопросы: богини, принцессы, магические книги, а не к черту ли, не лучше ли, что называется, уснуть и видеть сны? Но такой жалостливый образ героя вполне можно списать на вольную трактовку и комедийную специфику. Куда неприятнее то, что контекст аутентичных сказок совсем нарушен: вместо арабских реалий нам подсовывают греческую богиню, принца Протея и бутафорские Сиракузы. Никакого, в принципе, болезненного пиетета можно по этому поводу не испытывать: Сиракузы – так Сиракузы, только сами потом будете объяснять детям, где чье место в легендах. От эпоса и духа Востока, таким образом, сразу остается пшик. Хорошо хоть, нам удосужились преподнести загадочные миры в виде штампованных препятствий (ущелье с сиренами, гигантская рыба, не менее гигантская ледяная птица) и, наконец, перелета в Большую Фрейдистскую Дыру на краю света.

Забраться в своеобразной формы портал и далее в царство хаоса и теней Синдбада заставляет собственная наивность. Доверился, понимаешь, черной богине Эриде, пообещавшей золотые горы за охраняющую все человечество от сил зла Книгу Мира, а вскоре сам стал жертвой ее подставы, заодно заложил друга детства, которому теперь отправляться на смерть, если Синдбад не вернет Книгу. А тот уже плывет на всех парусах к солнечному пиратскому курорту на островах Фиджи, но вдруг на корабле оказывается принцесса Марина, единственное, кажется, волевое существо среди всех персонажей, которая и будет весь фильм вправлять мозги бесчестной пиратской размазне.

В принципе, такие же незатейливые сюжеты, хоть от Диснея, хоть от Dreamworks, густо замешанные на чистой любви, семейных ценностях и нравственном воспитании, обыкновенно поглощаешь с редким удовольствием. Все благодаря красочной, плавной, затейливой и одновременно доступной анимации. Здесь Dreamworks не то чтобы облажалась, но это похоже на растерянное топтание на месте с робкими шажками назад. На дворе 2003 год, время сотен агентов Смитов и шерсти на телах монстров, которую так и хочется расчесать, а нам предлагают глазеть на мультипликацию уровня шлягеров, вроде "Аладдина" и "Геркулеса". Тела у героев угловатые и неказистые, пальцы не сгибаются, глаза не моргают, а на лицах весь фильм держится стандартное ехидное выражение "тут я отколол чертовски удачную шутку". О шутках, кстати, получится сказать немного внятного: они присутствуют, звучат со стандартной частотой – где-то одна смешная реплика и ужимка в пятнадцать секунд, особого восторга не вызывают, но и от процесса не отвлекают.

Продолжая разговор об анимации, хочется отметить, что "Синдбаду", как ни печально, суждено стать надгробием на могиле старых добрых двухмерных рисованных мультиков. Сначала компания Disney, раздосадованная крайне низкими сборами весьма специфической "Планеты сокровищ", приняла решение свернуть производство рисованных мультфильмов вообще: цель, мол, не оправдывает средства, зрителю нужны новые технологии и полное 3D. Теперь и основной конкурент Диснея Dreamworks, удрученная провалом в западном прокате "Синдбада", также заявил о полной концентрации только на трехмерных проектах. Действительно, "Синдбад" насыщен трехмерными вставками, и хотя рисованные персонажи на фоне "силиконовых" монстров и пейзажей смотрятся крайне негармонично, сами по себе трехмерные фрагменты выглядят впечатляюще. Возможно, эра двухмерных полотен действительно прошла, и не надо горевать, надо ждать "В поисках Немо" (намедни ставшего, между прочим, самым кассовым мультфильмом за всю историю) и грядущего "Шрека-2". Не исключено, Dreamworks намеренно небрежно отнеслась к двухмерной анимации, чтобы оттенить прелесть трехмерных технологий. Может быть, дело просто в том, что "Синдбад" – объективно не самый выдающийся мультфильм. Но вероятно, ему, ко всему прочему, еще и сильно не повезло: в прокате он оказался зажат, с одной стороны, совершенно, по агентурным донесениям, улетным "В поисках Немо", с другой – восхитительными "Пиратами Карибского моря", эксплуатирующими все ту же пиратскую тему.

Ах, да. Следуя славной традиции мультостроения, Dreamworks пригласила на озвучку видных голливудских звезд. Так, за Синдбада говорит Брэд Питт, за принцессу – Кэтрин Зета-Джонс, за темную богиню – Мишель Пфайффер, а за принца Протея – Джозеф Файнс. Но мы с вами, разумеется, этого не услышим.

Смотрите в кинотеатрах "Экран", "Пушкинский", "Ролан", "Люксор", "Ударник", "Первомайский", "Электрон", "Алмаз", "Баррикады", "Орион", "Победа", "Аврора", "Горизонт", "Балтика"

Выбор читателей