В Азии строят очередную зону. Россия участвует

Шанхайская организация сотрудничества претендует на роль не "механизма политической защиты" Центральной Азии от западного влияния, а полноценного "полюса" в многополярном мире – в противовес США




Международные организации растут вокруг России, как грибы. Центральную Азию охватила страсть к экономической интеграции: несколько дней назад Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная поначалу для решения вопросов безопасности региона, решила строить свою зону свободной торговли.

В ШОС входят 6 государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Они провели в Пекине первое после принятия Хартии (устава) ШОС заседание Совета министров стран-участниц, на котором приняли Программу долгосрочного торгово-экономического сотрудничества на период до 2020 года. Конечной целью этой программы было названо установление в рамках организации режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала. Про четвертый элемент, обычно фигурирующий в списке – свободное передвижение рабочей силы, – речи, разумеется, не шло, поскольку в ШОС участвует Китай, и этим все сказано (рабочей силы у него многовато). Приняли, кроме того, первый бюджет Организации в размере $3,8 млн и определили, куда эти средства пойдут. В основном, это будут "подъемные" для различных органов ШОС, например, штаб-квартиры Регионального антитеррористического центра в Ташкенте. Основные задачи ШОС в сфере экономики, как они обозначены в Программе, довольно обычны для организаций подобного рода. Это содействие торговле и инвестированию, развитие транспортного сообщения и энергетики, телекоммуникаций и высоких технологий, а также охрана окружающей среды. Особое внимание будет уделяться актуальной для региона проблеме питьевой воды.

Одним словом, состоялась еще одна организация, призванная экономически сплотить определенную часть Евразии. Причем, поскольку в ШОС входят Россия и Китай, это будет, пожалуй, самая обширная и самая "популярная" интеграционная организация в мире. А учитывая неслабые, по нынешним временам, темпы экономического роста в РФ и КНР, можно предположить, что ШОС в целом будет еще и самым динамично развивающимся региональным объединением.

Впрочем, все это будет еще нескоро. Пока у ШОС есть только самая общая программа действий, и до конца года страны-участницы будут думать над конкретными проектами, чтобы было чем ее наполнить. А до создания зоны свободной торговли между ними – как до Луны. Ведь эту самую зону Россия, к примеру, не может толком создать с ближайшими партнерами по СНГ на протяжении 12 лет! Трудно даже представить себе, какие сложности возникнут на пути установления свободной торговли с менее развитыми центральноазиатскими республиками и (тем более!) с Китаем. Тут возникает множество вопросов. Например, какими экономическими последствиями обернется устранение всех барьеров в торговле с КНР? Не утонем ли мы в потоке дешевых китайских товаров?

Или вот еще концептуальный вопрос: как будут складываться отношения стран-участниц ШОС в рамках других интеграционных инициатив? У России есть еще СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, у Китая – АСЕАН+3, и некоторые из этих аббревиатур тоже предполагают создание зон свободной торговли различного формата. Не возникнут ли тут коллизии? Может, и возникнут. Однако высказывается и такая точка зрения, что "цепочка" интеграционных объединений однажды свяжет всю Евразию в единое экономическое пространство: сначала от Украины до Китая, а потом, глядишь, от Атлантического до Тихого океана. То, что сейчас кажется взаимоисключающими поползновениями (например, стремление Украины интегрироваться в ЕС и не расстаться при этом с Россией или российское одновременное участие в ЕЭП и ШОС), может в дальнейшем послужить мостами, соединяющими весь континент в один экономический комплекс.

Но не будем делать слишком далеко идущие выводы. Пока перед нами всего лишь очередное начинание с прицелом на интеграцию, в котором участвуют два сильных и непростых игрока – Россия и Китай. Отношения между ними всегда были тоже непростыми, поэтому в нынешнем альянсе многие эксперты видят всего лишь попытку совместно отразить массированное наступление Запада (в первую очередь США) на Центральную Азию, начавшееся под флагом антитеррористической кампании. В рамках этой логики основу объединения России и Китая должен составлять политический союз, а экономика – служить всего лишь приложением к нему. Собственно говоря, пока ШОС развивается именно по этой логике.

Однако в дальнейшем (если пути России и Китая не разойдутся кардинально) ШОС неизбежно будет претендовать на роль не просто "механизма политической обороны" Центральной Азии от западного влияния, а полноценного "полюса" в многополярном мире – в противовес США. И вот тогда экономический компонент объединения будет очень кстати: без него настоящего "полюса" не получится. Может быть, ко времени, обозначенному в экономической программе ШОС, какая-то форма экономической интеграции России и Китая станет возможной.

А на нынешнем этапе в ходе двусторонних российско-китайских переговоров едва удалось договориться о строительстве нефтепровода из Ангарска: Китаю (в который раз!) пообещали проложить "ветку" в Дацин. Но все-таки нет ощущения, что это окончательное решение. Несмотря на настойчивость Пекина в этом вопросе, российская сторона по-прежнему склоняется больше к другому варианту маршрута трубы – к побережью Тихого океана. И дело здесь не только в том, что этот вариант готова профинансировать Япония, а в нежелании замыкать трубу на Китай. Нет на Руси доверия Большому дракону. Очевидно, эта проблема будет влиять и на развитие ШОС.

Выбор читателей