Советские мифы в исполнении Владимира Ашкенази

6 декабря на сцене БЗК Владимир Ашкенази представил первый концерт своего проекта "Художник и время". Маэстро напомнил публике о трагичности положения человека искусства в советское время




6 декабря на сцене Большого зала московской консерватории Владимир Ашкенази представил первый концерт своего проекта "Художник и время". В концерте приняли участие Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет), Государственная акдемическая хоровая капелла им. Юрлова, а также Сергей Лейферкус (баритон) и Сергей Мусаелян (фортепиано).

Наблюдать за тем, как время вносит изменения в знакомые нам и кажущиеся неизменными вещи, - занятие весьма любопытное. Приметы времени затрагивают порой даже самые что ни на есть традиционные объекты. Взять хотя бы Большой зал консерватории. Что зрителю обычно предлагали в этой обители высокого искусства? Конечно, концерты, которые могут даваться в рамках абонементов и, что реже случается, фестивалей.

Слово проект, кажется, в этих стенах до недавнего времени не слышали. Это массовая культура пестрит всевозможными "проектами", а БЗК они, слава Богу, пока обходили стороной. Но пришло оно и сюда. Конечно, не само и, конечно, не вдруг – заслуга эта принадлежит Владимиру Ашкенази, представившему первую часть своего проекта здесь, на лучшей концертной площадке столицы.

Поводом для реализации проекта стала знаменательная дата – 50-летие со дня смерти С.Прокофьева и И.Сталина (оба умерли 5 марта 1953 года). Показав свое детище в Нью-Йорке, Лондоне, Вене, Кельне и Праге, Ашкенази теперь познакомил с ним и московскую публику. Проект Владимира Ашкенази не получил единственного названия. В разных странах его представляли по-разному: "Прокофьев и Шостакович под Сталиным", "Музыка и диктатура", "Противостояние диктатуры и искусства в СССР". Но основная тема - "художник и время" - с названием не менялась.

Самому Ашкенази эта тема знакома не понаслышке: уже состоявшимся мастером, пианистом высочайшего класса ему в 1963 г. пришлось покинуть Советский Союз. В одном из своих недавних интервью маэстро так обозначил "сверхидею" своего проекта: "Я хочу поведать публике о том невероятном давлении, которому подвергались советские композиторы. Люди забывают или ничего не знают о том времени. Поэтому основная цель исполнения произведений состоит в том, чтобы напомнить людям, как тяжело было великим композиторам жить и творить в Советском Союзе".

Построенная на контрастах программа вечера включала произведения С.Прокофьева и Д.Шостаковича – композиторов, чье творчество – прямая иллюстрация заявленной темы проекта. В первом отделении концерта, проходившего, кстати, без привычного конферанса, прозвучала кантата "Здравица" и фрагменты музыки к кинофильму С.Эйзенштейна "Иван Грозный" Прокофьева, а также музыка Шостаковича к фильмам "Незабываемый 1919" и "Падение Берлина".

Основа каждого из опусов – самый настоящий миф: о партии и колхозниках, о первом русском царе и, конечно, о вожде всех народов Иосифе Сталине, якобы гениально руководившем штурмом Красной горки в гражданскую войну и прилетевшем в освобожденный советскими войсками Берлин в мае 1945 года. Одним словом, госзаказ. Исполнение музыки сопровождалось показом кадров из фильмов, к которым она была написана, на огромном экране, заслонявшем почти весь орган БЗК. Маленький дисплей для удобства маэстро стоял слева от него.

И все же первое отделение не получилось однозначной иллюстрацией уже упомянутого госзаказа. Это было бы слишком просто. Если прокофьевская "Здравица" – это и в самом деле вторичное для композитора произведение, своеобразная отписка, то отрицать самобытность и талантливость музыки к "Ивану Грозному" вряд ли кому-нибудь придет в голову.

Нужно только поблагодарить В.Ашкенази, давшего зрителю возможность насладиться лучшими кадрами фильма Эйзенштейна и живым, одухотворенным исполнением музыки Прокофьева. Эта часть отделения получилась по-настоящему захватывающей и волнующей. Дирижеру удалось добиться превосходной синхронности видео- и звукоряда: дело осложнялось тем, что кадры из фильмов не были лишены оригинального звука.

Несомненно, то, что рассказал Эйзенштейн об Иване Грозном – это безусловный миф, но как талантливо он сделан (Ашкенази творил этот миф на глазах у публики).

"Иван Грозный" – это творение двух гениев, чего нельзя сказать о двух других фильмах, кадры из которых были представлены. Музыка Дмитрия Шостаковича, даже в отличном исполнении Ашкенази и оркестра "Новая Россия", не перестала быть лишь пафосным фоном к изображаемым событиям, а не чем-то самостоятельным.

"Здравица" Прокофьева и опусы Шостаковича очень наглядно продемонстрировали, что с художником выделывает время, на что приходилось идти, чтобы получить хоть какую-то свободу самовыражения. Образец творчества "по зову сердца" был представлен уже во втором отделении, в котором прозвучала Симфония №13 Д.Шостаковича на стихи Е.Евтушенко. Это произведение и симфонией-то можно назвать лишь с известной долей условности: уж слишком силен в ней вербальный компонент. И здесь надо отдать должное исполнителям, на которых ложилась эта словесная нагрузка: С.Лейферкусу и Хоровой капелле им. Юрлова. Первому удалось выявить все интонационное богатство солирующей партии и насытить исполнение необходимыми эмоциями (особенно в первой части "Бабий яр"). Видно было, что четкое произнесение стихотворного текста Евтушенко являлось одной из первостепенных задач, поставленных дирижером перед юрловцами: маэстро сам беззвучно проговаривал слова, ведя за собой хор.

Достойным надо признать и игру оркестра "Новая Россия", которому смена худрука явно пошла на пользу. Коллектив показал себя с лучшей стороны, чем заслужил видимое одобрение присутствовавшего на концерте Юрия Башмета.

Вторая часть проекта Владимира Ашкенази была представлена 7 декабря на сцене Концертного зала Центра Павла Слободкина. Но это уже другой разговор...

Выбор читателей