"Львиное сердце" будет биться в Москве

Перед походом в "Лужники" на концерт йоркширского коллектива "Saxon" можно хорошо настроиться на мероприятие, прослушав новый диск группы – "Lionheart"




Saxon – "Lionheart" (2004)
Если лидерство Iron Maiden в "лиге" NWOBHM (новой волны британского хэви-метал) принимается большинством меломанов практически безоговорочно, то уже за второе место – в глазах поклонников – идет нешуточная битва. Любители смешивать железные опилки с манной кашей, скорее всего, предложат кандидатуру Def Leppard... и будут в корне не правы, ибо Def Leppard и к "металлу"-то относятся весьма условно. Другая крайность – Motorhead, затесавшийся в эту компанию скорее из-за совпадения периода возникновения, – тоже не годится: грязный брутальный звук, к которому всегда тяготели Лемми и компания, плохо вписывается в стандарты NWOBHM. Diamond Head – многократно сходившиеся и разбегавшиеся вновь – все же не так хорошо известны...Разумеется, не забыт и Judas Priest – многие (включая моего коллегу Troublemaker'a) в классическом хэви не знают команды лучше, однако сомнительные опыты группы с использованием драм-машины (вспомнились альбомы "Ram It Down" и "Turbo") позволяют мне не разделять эту точку зрения. Вот и получается, что второе место, по крайней мере, "за верность традициям" следует отдать йоркширцам Saxon. Речь о том Saxon, где на протяжении четверти века пел, поет и, вероятно, какое-то время еще будет петь седовласый фронтмен Бифф Байфорд – в отличие от "самозванцев" из Oliver/Dawson Saxon, объединяющего половину участников первого состава. "Lionheart" стала уже приблизительно двадцатой (с учетом концертников) пластинкой бренда. Титульная композиция посвящена Ричарду Львиное Сердце – среднетемповый эпик, представляющий все самые сильные стороны группы; также хороши "Man and Machine" и "English Man'o'War" – очень типичные для Saxon номера. Что касается трека "Beyond The Grave", по словам самого Биффа, "это, практически, модернизированная версия наших песен "747" или "Strangers in the Night", в своем время принесших нам успех..."
(****)
Выход альбома в России на этот раз очень удачно совпал по срокам с предстоящими гастролями Saxon: 15 октября группа (со "специальными гостями" Victory на разогреве) даст единственное шоу в поддержку "Lionheart" в ДС "Лужники".


Kimmo Pohjonen - "Iron Lung" (1999/2004)
Как говаривал незабвенный Ходжа Насреддин: "Удивительно, что может натворить в большом городе один маленький ишак, если к нему привязать барабан!.." Еще более удивительным кажется то, что вытворяет на баяне всего один финский парень. Правда, баян не простой: электрический, с кучей "примочек" и наворотов. Звуки, порождаемые им, лишь в первооснове имеют отношение к упомянутому инструменту, хаотично распадаясь на голоса и подголоски и складываясь в новые, совершенно неземные созвучия, а парня того зовут Киммо Похьонен: "Джими Хендрикс аккордеона", по меткому выражению критики. Вместе с Киммо над этой пластинкой колдовал перкуссионист и виртуоз сэмплера, "охотник за звуками" Самули Косминен – вместе они составляют проект Kluster, не так давно устроивший музыкальное таинство на сцене МДМ. Специальное российское издание альбома базируется на материале, записанным Kluster в 1999 году. За пять лет эта невероятная музыка совершенно не утратила актуальности; единственный серьезный "прокол" издателей – в двух местах "минусовые" секунды (треки №№6 и 9) по живому рассекают перетекающие одна в другую композиции, что очень жестко ломает медитацию, в которую погружаешься в процессе прослушивания пластинки.
(****)


Nick Cave and the Bad Seeds – "Abattoir Blues/The Lyre of Orpheus" (2004)
Ник Кейв – один из немногих музыкантов, кто может петь, писать и говорить о Боге, и это будет звучать не как очередная пошлость на алтарь пиара, а как откровение гениального человека. Над тринадцатым по счету альбомом Кейв работал с традиционным составом Bad Seeds, без немца Бликсы Баргельда, который засветился на предыдущем релизе "Nocturama". Остались все одно значимые люди: гитарист Мик Харви – без него звук Bad Seeds не был бы так хорош; и Джим Склавунос и Уоррен Эллис... Но дело даже не в личностях. Музыкант интересен в коллективе, всегда важен такой момент как "химия" – взаимодействие, которое и рождает эту самую магию. У этих людей получается.
Новая работа состоит из двух частей: "Блюз Скотобойни" и "Лира Орфея". Уже в названиях чувствуется определенная двойственность, подчеркивающая контраст. Первый диск отвечает за имя жесткостью как музыкального, так и литературного ряда. Второй – мягкий, но вот легким его тоже никак не назовешь... Лондонский хор превращает песни Кейва почти что в госпелз; все эти песни обладают особенной красотой, безо всяких рассуждений, что-де новой "Wild Roses..." Ник в этот раз не написал.
(****)


Mark Knopfler – "Shangri-La" (2004)
Насколько известно, Нофлер человек не азартный, поэтому "однорукий бандит" на обложке, скорее всего, появился уже позднее и по инициативе художника – не станешь же объяснять всем подряд, что название игорного дома по совпадению носит и студия в Малибу, где в начале этого года записывался альбом. Как и в трех предыдущих случаях, продюсером записи выступил сам Марк совместно со звукорежиссером Чаком Эйнли; неудивительно, что "Shangri-La" обнаруживает много общих черт с позапрошлогодним "The Ragpickers Dream". Однако движение в направлении эстрадного ритм-н-блюза конца 50-х, начатое музыкантом на "Мечте старьевщика", здесь набирает обороты: несмотря на по-прежнему характерное узнаваемое звучание, драйва, некогда присущего Dire Straits, в сольных работах Нофлера ощущается все меньше и меньше. Впрочем, если рассматривать пластинку как образец колыбельного неоретро, предназначенного специально для многочисленных фанов Dire Straits – "Shangri-La" в этом плане является примером ярко показательным и, судя по успеху предшественника (а "The Ragpickers Dream" по выходе добрался до британского Top-10), быстрое забвение этому альбому тоже не грозит.
(****)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (1,2) и компаниями "SBA Gala Records" (3) и "Universal Music Russia" (4).

Выбор читателей