Деревянный принц и рыбья мафия

К началу каникул прокатчики традиционно вытаскивают из рукава припасенные там козыри в виде свеженьких детских киношлягеров. На этот раз мальчишек, девчонок, а также их родителей порадовали целым ворохом полнометражных мультфильмов

Подводная братва (Shark Tale)
США, 2004
Режиссеры: Бибо Бергерон, Вики Дженсон, Роб Леттерман




Как выясняется, на дне морском все в точности так, как и в каком-нибудь Сан-Франциско или, прости Господи, Чикаго. С одной стороны – крупные рыбы, живущие в мажорных пентхаусах, с другой – голопузая мелкота с окраин, живущая в мечтах о пентхаусах. Работник китомойки Оскар как раз из последних. Впрочем, как раз ему выпал шанс свою мечту осуществить – однажды судьба свела китомоя со здоровенной акулой-мафиози, как раз в тот момент, когда хищник вздумал испустить дух, нечаянно ударившись головой о забытый на дне якорь. Оскар шанс не упустил и тут же объявил себя истребителем акул и защитником родного рифа. Эта невинная ложь принесла ему и большие деньги, и широкую известность, и крупные неприятности.

По всем признаком "Подводная братва" должна прокататься на ура, хотя бы на волне всеобщих восторгов по поводу "В поисках Немо". Фильм, между тем, достаточно вторичный, причем даже не по отношению к "Немо" – с этим ихтиологическим хитом "Братву" объединяет, пожалуй, лишь место действия. Дело в том, что история о всепобеждающей отцовской любви рыбы-клоуна к своему мальку была совершенно честной детской сказкой и имела в меру оригинальный сюжет, в то время как "Подводная братва" – это всего лишь ладно скроенный набор штампов и гэгов, многократно обыгранных в американском (и не только) кинематографе: а теперь все то же самое, только из жизни рыб. Акулы ведут себя точь-в-точь, как члены "коза ностры", Оскар – вылитый негр с характерной распальцовкой и хип-хопом, медузы* – обкуренные растаманы... Есть и роковая красотка с голосом Анджелины Джоли и внешностью классической мультяшной красавицы из фильма "Кто подставил Кролика Роджера", и, конечно же, комический герой – акула-вегатарианец Ленни, сын и позор крестного отца местной мафии Дона Лина (озвученного почетным мафиози Голливуда Робертом Де Ниро).

С другой стороны, ни откровенной пародии, ни, тем паче, плагиата в фильме нет. Да, используемые сюжетные ходы затерты до дыр, но вопрос ведь в исполнении. А исполнение на уровне – мир подводного мегаполиса придуман и нарисован с тщательностью необыкновенной, у каждого героя – и главного, и самого что ни на есть третьестепенного – свой характер, своя роль и своя коронная шутка. Поэтому "Подводная братва" гарантированно способна развеселить как детей младшего школьного возраста, так, скорее всего, и их родителей.


Щелкунчик
Россия, 2003
Режиссеры: Татьяна Ильина, Наталья Мальгина, Алексей Шелманов
Роли озвучивали: Евгений Миронов, Юрий Гальцев, Георгий Тараторкин

К счастью, выход на экраны очередного (уже очередного!) отечественного мультфильма перестает быть событием исключительным. К несчастью, качественный уровень старой советской мультипликации, как и новой диснеевской, пока не достигнут. Хотя с деньгами уже вроде неплохо. Не так, конечно, как у создателей "Подводной братвы", но все же.

В новом полнометражном "Щелкунчике" старая сказка рассказана немного на новый лад. История получила четкую географическую прописку – приключения деревянного принца и влюбленной в него девочки проистекают на заснеженных улицах Санкт-Петербурга. Улицы эти временами начинают играть достаточно активную роль – оживают каменные львы и грифоны, сами дома теряют устойчивость под чарами злой крысиной колдуньи и пытаются напасть на героиню сказки, запугать, уничтожить. А вот крысиный король свой демонический образ подрастерял, превратился в мелкого пакостника, хулигана Квакина.

Если говорить о плюсах и минусах, успехах и неудачах этого проекта, то прежде всего надо сказать, что люди старались – это видно. И, в общем, знали, что делают. В сравнении с чрезвычайно неряшливым и суетливым "Незнайкой и Баррабасом", "Щелкунчик" выглядит на порядок достойней. И историю рассказали внятно, и сказочность предрождественской атмосферы передали, и оригинальный фантазийный мир волшебной страны создали. Короче говоря, "Щелкунчика" смотреть не стыдно. И детей на него вести стоит – сказка ведь чудесная.

К сожалению, и минусов хватает. Во-первых, традиционные для собранной на компьютере анимации плоский контур и кричащие цвета. Во-вторых, чересчур ровно рассказанная история практически не дает зрителю поводов посмеяться, взгрустнуть, испугаться. И, наконец, сами образы персонажей чересчур пряничные, будто рисунки из девичьего дневника. Хотя последнее замечание, конечно, вкусовщина.

Вообще, у нынешнего "Щелкунчика" незавидная судьба – ему не избежать сравнения с "Щелкунчиком" старым, с его трехголовым крысиным королем, с волшебным танцем принца и его избранницы среди огромных снежинок и елочных игрушек... Сравнение, на мой взгляд, не в пользу новодела. Хотя и это, конечно, вкусовщина.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей