Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
С другой стороны, то, как ведущие актеры трех крупнейших московских театров интерпретировали один и тот же драматургический материал, представляет редкий интерес и богатую пищу для размышления. Каждый театр поставил комедию в собственном стиле, который, конечно, ни с каким другим спутать нельзя. Удержаться от сравнения трудно, но нужно, поскольку и МХТ, и Ленком, и Малый – это уникальные театральные системы, в рамках которых и следует, на мой взгляд, оценивать постановки, применяя к ним те критерии, которые в этой системе уместны. Особенно это касается Малого театра, который имеет самую продолжительную историю, свою традицию постановок прежде всего пьес Островского. Однако очень часто с сожалением приходится наблюдать, как к этому уникальному явлению русской культуры подходят с неким усредненным пониманием театра и полным непониманием контекста, в котором постановка появилась.
Самой сильной стороной нового спектакля большинство критиков признали дуэт Василия Бочкарева (Флор Федулыч) и Людмилы Титовой (Юлия Тугина), причем явно отдавая предпочтение первому. Все остальное, как правило, записывается в минус и поэтому остается на совести пишущего.
Образ Юлии Тугиной – один из самых сложных в русской драматургии. Богатая вдова беззаветно любит молодого человека (Дульчина), у которого нет сил остановиться в проматывании ее состояния. Дульчин своим предательством доводит Тугину до полусмерти, и богатая вдова приносит свою последнюю жертву – выходит замуж за богатого, но пожилого купца (Прибыткова), готового устроить все ее дела.
Самой трудной сценой для исполнительницы роли Тугиной справедливо считается то место в пьесе, где Юлия получает приглашение на свадьбу своего возлюбленного, женящегося на другой. Островский заставляет свою героиню в момент отчаяния вспомнить не только о бездушно попранной любви, но и о деньгах. "Захотел он меня обидеть, ну бог с ним!.. Я с него потребую, я возьму деньги мои... Ведь как же мне жить-то? Ведь все, все он взял… Флор Федулыч, помогите! Хоть бы деньги-то мне воротить, хоть бы деньги-то. Он мне на все документы выдал…", – словно в бреду произносит Юлия Павловна. Эти слова о деньгах многие актрисы из роли вымарывали, не в силах понять, зачем они нужны. Психологически оправдать эти переживания удалось в полной мере лишь Марии Николаевне Ермоловой. "Крик Юлии о деньгах – только внешнее проявление ее предельного горя и беспомощности", – писал об исполнении Ермоловой известный театровед и филолог С.Н. Дурылин. В таком же ключе решено это место и Людмилой Титовой. Ее обескураженная героиня как бы теряет контроль над собой, оказывается в полной прострации. Показать это состояние помогает полная смена речевого строя – весь диалог с Прибытковым произносится автоматически, монотонно, в одном заунывном ритме, что производит неизгладимое впечатление.
Василий Бочкарев рисует своего героя отнюдь не бездушным и расчетливым купцом, которому больно смотреть, как прогорает состояние Тугиной. Прибытков Бочкарева – человек сердечный, он любит Юлию всей душой, может быть вообще первый раз в жизни так сильно любит. С другой стороны, это человек искусства, меценат, Бахрушин или Мамонтов своего времени. Он с увлечением накручивает ручку граммофона, с интересом рассматривает негативы и подаренные племянником пластинки и, конечно, копий картин в доме не держит – человеческому содержанию образа актер нашел прекрасное социальное подкрепление. Униженная Тугина, вымолив у Прибыткова последнюю жертву для Дульчина, уходит от него и в знак благодарности целует. Вот тут-то и становится ясно, какие чувства владеют Флором Федулычем. Словно боясь потерять милый образ, Прибытков-Бочкарев стоит лицом к залу, прикрывая глаза одной рукой, и вдруг начинает напевать знаменитый романс Неморино из "Любовного напитка" Доницетти: "Una furtivа lagrima…" ("Одну нежную слезу я видел на глазах любимой").
Бочкарев блестяще отыгрывает растущее в душе его героя чувство к Юлии Павловне. От самой первой сцены, где он только еще присматривается к ней, и до той, где Юлия падает ему на руки, раздавленная горем.
Несмотря на то, что Островский назвал "Последнюю жертву" комедией, в постановке Малого театра яркую комедийность постарались приглушить. Режиссер Владимир Драгунов счел оправданным отказаться от последней картины, где Дульчин, раздумав стреляться, просит Глафиру Фирсовну отвезти его к богатой купчихе Пивокуровой. Таким образом акцент был перенесен с Дульчина на Юлию Павловну и Флора Федулыча и их взаимоотношения. Яркое, но не вычурное комедийное начало было сохранено за многими нецентральными персонажами. Все они в новом спектакле Малого театра по традиции выписаны выпукло и отчетливо.
Глафиру Фирсовну – тетку Юлии Павловны – блестяще играет Людмила Полякова. Про первую исполнительницу этой роли Ольгу Осиповну Садовскую тот же С.Н. Дурылин писал, что "у нее очень острый глазок, он проникает всюду, сам по себе. Она считает такой глазок, а кстати и ушко, тоже очень емкое, за свою доходную статью… Садовская изумительно давала эту "промышленность" ушка, глазка и язычка". Эти качества передает и Людмила Полякова, но для нее они не столько "промышленность", сколько высокое искусство. Ей важнее манипулировать окружающими, устроить чью-нибудь судьбу, может быть даже искусно ввести кого-нибудь в заблуждение – например, Дульчина, которого она так мастерски убеждает в конце пьесы, что Юлия умерла. И все это очень беззлобно, даже, я бы сказал, добродушно.
Кроме пары Прибытков – Тугина, есть в спектакле Малого театра еще один блестяще сыгранный дуэт – Лавр Миронович (Борис Клюев), племянник Флора Федулыча, начитавшийся романов и верящий в свое безусловное сходство с графом Монте-Кристо, и его томная и жаждущая страстной любви дочь Ирина Лавровна (Екатерина Базарова).
Превосходно, на мой взгляд, справился со своей нелегкой задачей Олег Доброван (Дульчин). Его персонаж живет исключительно сиюминутными страстями. Невзгоды переносит легко, видимо, безгранично веря в свою счастливую звезду. Исполнение Добрована хорошо тем, что дает почувствовать, каким ничтожеством увлеклась Юлия Павловна. Искренний цинизм, который придает своему персонажу артист, хорошо оттеняет неподдельные чувства героини. Вообще образ Дульчина получился очень современным, особенно в связке с другим персонажем – ростовщиком-кавказцем Салаем Салтанычем, виртуозно исполненным Владимиром Сафроновым.
Очень хорош и Петр Складчиков, создавший образ смешного, незадачливого и потому трогательного недотепы Луки Герасимовича Дергачева. Не могут не вызвать улыбку его перепалки с доброй, переживающей за свою хозяйку ключницей Михевной (Ольга Чуваева).
Говоря о премьере в Малом театре, многие критики в общем-то не без основания заметили, что ничего нового театр не представил. Тем не менее, ставить это в укор самому традиционному театру страны по меньшей мере безосновательно. Такие обвинения раздавались и сто лет назад, что не мешало Малому все это время быть одним из самых посещаемых в Москве. В "Последней жертве", как и всегда, театр сделал ставку на свой основной козырь – на актера и в очередной раз не промахнулся. Пьеса Островского прозвучала свежо, актерам удалось передать правду чувств своих героев, что стоит очень многого.
Малый театр – это речевой театр. Так, как говорят здесь, не говорят уже нигде. Странно, но иногда полноценная, звучная, красивая речь ставится артистам в упрек, в то время как именно она и позволяет получить полноценное эстетическое удовольствие.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт