In Prog–2005: маленький фестиваль больших надежд

Прошедший на днях в Москве фестиваль интеллектуального рока In Prog лишний раз доказал, что в России "музыка для ума" не только существует, но и успешно прогрессирует




Несмотря на рабочую "черную субботу", уже в первый день фестиваля In Prog-2005 зрительный зал отнюдь не выглядел пустым. Правда, игравшие первыми Lost World поначалу держались немного скованно – вероятно, перед столь требовательной аудиторией ребятам доводится выступать не часто.

Стартовал квартет с очень сильной композиции, с влиянием позднего King Crimson, причем сочную "слэповую" басовую линию "тащил на плечах" клавишник. На сцене музыканты располагались тоже не вполне привычно: на месте фронтмена на донельзя зафузованной электроскрипке виртуозно колдовал скрипач в очочках, гитарист же пел, стоя почти у края сцены. Элегические настроения, преобладавшие в продолжение сета, навевали смутные воспоминания о лучших днях кузьминско-барыкинского "Карнавала".


Группа Lost World

Не чуждые эстетике 70-х слушатели, впрочем, временами могли бы усмотреть в музыке Lost World определенные параллели с британскими симфо-рокерами ELP. Эффектно финишировав композицией собственного сочинения с инструментальным куском, в котором не без труда угадывался классический "Полет шмеля", "Битлз Московской консерватории" (как отрекомендовал их ведущий) без лишних слов принялись наравне с техниками развинчивать и утаскивать за кулисы "аппарат", освобождая площадку для следующих участников.


Группа "До-мажор"

Игравшие вторыми ветераны отечественного прогрессив-рока "До-Мажор" настраивались столь долго и тщательно, что многие зрители не смогли четко отследить границу начала выступления. Просто в какой-то момент тихая невнятная перекличка играющих вразнобой инструментов начала обретать некоторую осмысленность. Когда же свет вновь приглушили, стало понятно, что "музыка уже началась". Достаточно абстрактные музыкальные полотна, рисуемые "до-мажорами", простирались от этно-эмбиента почти до джаз-рока. Автору этих строк выступление ветеранов показалось чересчур заумным, но на то и фестиваль, чтобы показать срез современной музыки во всем ее многообразии. Тем более что в "прогрессивности" творчества "До-Мажор" никаких сомнений не возникало.


Tanquam

Ярославцы Tanquam, апологеты инструментальной готической музыки, на этот раз прибыли в Москву в сильно усеченном составе. Это, впрочем, не помешало им произвести на собравшихся самое благоприятное впечатление (лично меня они восхитили хитроумной японской электроникой). Тандем клавишницы, активно управляющейся со своим "Энсоником", и барабанщика, также не чуждого последним достижениям околомузыкальных технологий, временами выдавал настолько мощный звуковой поток, что для создания подобного пару десятков лет назад потребовалось бы человек шесть, не меньше. Контролируемое буйство мультитембровых клавишных неоднократно порождало ассоциации с совместными работами Клайва Нолана и Уэйкмана-младшего. Пару раз Tanquam разрастались до трио: к микрофону вставала вокалистка с почти оперной техникой и голосом альтового диапазона.


Группа Invisible Front

К сожалению, из-за болезни гитариста ожидаемые многими Blind Vandal из Архангельска на фестиваль так и не доехали, поэтому слушателям пришлось довольствоваться записями группы, поданными в колонки на время очередной муравьиной суеты на сцене. Хард-н-артовую страницу первого дня, таким образом, представлял инструментальный квартет из Москвы "Невидимый Фронт" (они же Invisible Front ) – как по составу, так и по музыке наиболее близкий к "традиционному" року: чуть приджазованная суспензия King Crimson и Wishbone Ash. Пару раз в их композициях проскальзывало и ярко выраженное блюзовое начало. Вызвал любопытство конферанс: засэмплированный голос вначале призвал слушателей "незаметно присоединяться", затем отрешенно-меланхолично объявлял названия очередных опусов, а под конец очень вежливо со всеми попрощался.


Samla Mammas Manna

Хедлайнерами первого дня стали "музыкальные экстремалы" из Швеции, Samla Mammas Manna. Отнюдь не молодые люди (группа существует с 1969 г.) выступили с экспрессией, достойной каких-нибудь совсем юных и безбашенных панкеров. "Детские колыбельные" мотивчики с вкраплениями скандинавского фольклора без перехода сменялись дикой какофонией. При этом у убеленных сединами музыкантов было выражение лиц школьников, втихомолку забравшихся в кабинет музыки и как следует там нашкодивших. Не выдержавшим подобного натиска клавишам лидера группы Ларса Холлмера вскоре даже потребовался небольшой ремонт; появление техника с рулоном скотча было обыграно как отдельный элемент шоу. SMM сумели здорово завести заметно уплотнившуюся к этому моменту аудиторию: несмотря на безусловный приоритет музыки "для ума", энергетика, витавшая в зале во время выступления шведов, была уже вполне рокерская – с поправкой, опять же, на "интеллектуальность" публики. Было даже несколько бисов. Сет Samla Mammas Manna стал эффектным завершением первого дня фестиваля.

Воскресная программа, на мой взгляд, была даже более монолитной и сильной: все участники, – за исключением, быть может, закрывавших вечер Marimba Plus, – ориентируются в своем творчестве на гитарный фьюжн (то есть арт-джаз-рок) различной степени сложности. Чуть более слабыми в этой компании смотрелись разве что рижане Olive Mess (они открыли концерт), имеющие склонность к театрализации (их фронтмен вышел на сцену в средневековом камзоле и берете) и барокко-балладам. Зато москвичи Disen Gage, как и "рыжебородый Вакх с куском зеленого дерева в руках" – Александр Костарев с группой имени себя, – отыграли прямо-таки убойные сеты, до предела зарядив зал флюидами "фрипповщины" и "маклафлинщины". Первые, вдобавок к недюжинному профессионализму, демонстрировали отменное чувство юмора (гитарист DG Константин Мочалов не прекращал хохмить на протяжении всего выступления); вторых публика очень уж не хотела отпускать, и призывные аплодисменты прекратились только тогда, когда Костарев мягко, но настойчиво сослался на регламент.

Третьими и последними зарубежными участниками прошедшего фестиваля были молодые финские "спейс-рокеры" Hidria Spacefolk, играющие своеобразный сплав психоделии ранних Hawkwind с мелодичностью Eloy, органично перемешавшие в своей музыке фанк с фолком и прямолинейную напористость хард-рока с тонкой вычурностью хорошо продуманных инструментальных соло. Выступление "финских товарищей" вышло также очень мощным; в отличие от них, Marimba Plus, работавшие в этот вечер последними, ажиотажа почему-то не вызывали. Впрочем, "Маримба" все-таки частый гость на московских клубных площадках, так что с их творчеством москвичи более-менее знакомы.

Таким образом, In Prog в этом году преодолел еще несколько очень важных ступеней в своем развитии. Во-первых, намерения организаторов вывести фестиваль на международный уровень вполне оправдались. Во-вторых, мероприятие наглядно показало, что, несмотря на засилье коммерческой музыки в радио- и телеэфирах, прог-рок – "музыка для ума" – в нашей стране все же существует и прогрессирует, прошу прощения за каламбур. В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов фестиваля, в первую очередь коллег из музыкального журнала InRock, "Российскую ассоциацию независимых жанров" (R.A.I.G.) и лейбл Starless Records, под эгидой которых и проводилось это мероприятие, – и выразить надежду, что в будущем накладок при его проведении будет все меньше – а хорошей музыки все больше. Искренне на это надеюсь!

Выбор читателей