"Родину" не позвали на фронт

На днях ряд политиков официально объявили о создании Левого фронта. "Родину" туда не пригласили. Тем не менее, соратники Рогозина не исключают взаимодействия с новой структурой


Иллюстрация: davno.ru



На днях ряд политиков – приверженцев социалистической и коммунистической идеологии официально объявили о создании Левого фронта. Эта идея активно обсуждалась в экспертных кругах около месяца. По замыслу организаторов, Левый фронт должен объединить участников стихийных протестов, возникших на фоне непопулярных правительственных либеральных реформ. "Левый фронт не является новой партией и не ставит цели идти на выборы и бороться за голоса. Мы хотим четко отмежеваться от думских партий, так как имеем принципиальные различия с ними", – заявил в РИА "Новости" Борис Кагарлицкий, возглавляющий Институт проблем глобализации. По словам членов инициативной группы, в течение трех месяцев они намерены сколотить костяк нового проекта. Обращения разосланы почти во все левые партии и движения за исключением "Родины" и "лимоновцев", национализму которых "левофронтовцы" намерены противопоставить свой интернационализм и социальную солидарность. "Даже верхушка КПРФ все более склоняется к клерикальному национализму", – посетовал Кагарлицкий.

Интеллектуалы левого толка предсказывают маятниковый эффект к грядущим думских выборам, когда националистический всплеск выборов 2003 г. будет заменен всплеском социального недовольства. "К следующим выборам не национальное, а попранное социально достоинство будет иметь восходящий тренд", – считает Кагарлицкий. Члены инициативной группы, среди которых член КПРФ и создатель Антиолигархического клуба Илья Пономарев, лидер РКП-КПСС Алексей Пригарин, активист независимых отраслевых профсоюзов Борис Кравченко, отмежевываются от альянсов на правом фланге, хотя и допускают координацию действий с создаваемыми либеральными проектами, видя в них возможных "попутчиков".

Оценивая состояние на левом фланге, Кагарлицкий процитировал Мао Цзэдуна: "Положение наше ужасное, перспективы самые радостные. Мы получили первое поколение, выросшее при российском капитализме, из которого рекрутируется большое число для левого движения".

Замдиректора Института проблем глобализации, член рабочей группы по созданию Левого фронта Константин Бакулев прокомментировал "Yтру" новую затею: "Левый фронт как движение еще не создан, а только формируется. Ведутся консультации с представителями различных партий и движений левой оппозиции. Свою заинтересованность в происходящем на левом фланге процессе проявили как КПРФ, так и другие коммунистические партии. Одна из них, РКП-КПСС, возглавляемая Алексеем Пригариным, уже приняла решение о вхождении в будущее объединенное левооппозиционное движение. Что до КПРФ – мы не можем не дружить с КПРФ, так как многие сторонники Левого фронта в регионах – члены компартии. Но поскольку в движении предусматривается индивидуальное членство, то КПРФ может официально не входить в Левый фронт, однако полноценно участвовать в его работе", – заявил он. По словам Бакулева, прошедшее 19 июня расширенное собрание инициативной группы по созданию нового движения, в которой участвовали представители шести партий и нескольких десятков общественных организаций и движений, приняло решение о проведении осенью учредительной конференции Левого фронта. "Принципиальное отличие Левого фронта от существующих политических партий – в сочетании коллективного и индивидуального членства, а также в отказе от участия в тех выборах, которые предлагает сейчас власть. Главной опорой нового движения должны стать активисты комитетов и советов протестных действий, стихийно сложившихся зимой нынешнего года на волне широкого неприятия населением федерального закона №122 о "монетизации льгот", – пояснил Бакулев. – Поэтому Левый фронт будет политической организацией, но, так сказать, "нового типа". В ее основе – развитие сети Советов, ставших как в 1905, так и в 1917 г. не только центром сопротивления антисоциальному курсу, но и средоточием самоорганизационных процессов в обществе, органом самоуправления трудящихся. В этом – главное отличие формирующегося движения от уже существующих якобы оппозиционных политструктур, эксплуатирующих националистическую риторику. Псевдопатриотизму "Родины", основанному на интересах верхушки национального капитала, которые чужды нуждам и чаяниям большинства, активисты будущего Левого фронта противопоставляют действительный патриотизм трудящегося народа страны". По словам Бакулева, "ЛФ в электоральном смысле ближе к КПРФ, чем к "Родине". К тому же, поскольку задача фронта – не участие в выборах, а координация протестного движения, то "Родина", как искусственное образование администрации президента, не имеет ни широкой региональной сети активистов-добровольцев (как у КПРФ), ни внятной протестной программы (теоретической и практической)" .

Впрочем, в то время как Кагарлицкий и Бакулев дистанцируются от национализма "Родины", еще один видный деятель того же Института проблем глобализации Михаил Делягин, комментируя на днях создание единого левого проекта, заявил о том, что этот проект может включить среднее звено оппозиционных партий для участия в антифеодальной революции: "Родину", КПРФ, "Яблоко", НБП и даже некоторые региональные отделения СПС. Некоторые наблюдатели также заговорили о том, что Левый фронт вполне может претендовать на нишу "Родины" и КПРФ, перспективы которых представляются все менее радужными. Тем не менее, процент левого и протестного электората в России остается довольно высоким (по некоторым данным, он составляет до 25%).

Впрочем, в самой "Родине" появление нового игрока на политическом поле не драматизируют. Пресс-секретарь Дмитрия Рогозина Лидия Михайлова сообщила "Yтру", что ее патрон "достаточно скептически относится к различным малознакомым искусственным образованиям типа "теневого правительства", "коалиции патриотических сил" и иже с ними. Он считает, что на этом фронте все уже определилось. И на будущих выборах в Госдуму, по его мнению, будет две главные противодействующие силы – "Единая Россия" и "Родина". Пока что у ЕР есть остаточное большинство". Но "чем ближе к выборам, тем положение ЕР будет хуже и хуже, – считает Михайлова. – А что касается всех остальных мелких, может быть, нормально патриотически ориентированных сил, то слишком мало времени осталось. Ничего стоящего, яркого они просто сделать не успеют, чтобы завоевать доверие широких масс электората". Сама "Родина", по словам Михайловой, готова "открыть объятия всем нормальным, не зацикленным на своих собственных амбициях, патриотам". "Как бы ни пытались дискредитировать это слово, патриоты все равно остались, что подтверждают наши многочисленные поездки по стране, – сказала Михайлова. – Нормальных людей много, мы им рады, мы их ждем, вместе мы сможем преодолеть те козни, которые нам устраивают и администрация президента, и олигархи, и подрядчики, которые выполняют их заказы". Михайлова напомнила, что жесткая оппозиция "Родины" кремлевской администрации началась с голодовки Рогозина с соратниками против монетизации льгот.

Что касается последних заявлений Бабурина, вознамерившегося создать в Думе еще одну фракцию "Родина", ущерб, считает Михайлова, "безусловно, будет нанесен". "Но он несопоставим с тем, что могло бы произойти, если бы мы и дальше терпели этого "крота" внутри "Родины". Можно понять наветы и нападки извне, что вполне уместно и объяснимо, но когда внутри начинается такая провокационная раскольническая деятельность – преодолеть ее очень сложно", – сказала Лидия Михайлова. По ее словам, Бабурин "просто выполнял кремлевский заказ". "Он вполне нормально уживался со всеми до того момента, пока ему не дали прямое указание развернуть такую деятельность, с чем он успешно с начала года справляется", – считает Михайлова.

Член фракции "Родина", заместитель председателя Комитета ГД по труду и социальной политике Олег Шеин, со своей стороны, не только считает изгнание Бабурина весьма полезным для фракции, но и не исключает, что "оздоровление" "Родины" заставит изменить представления о ней левой интеллигенции. Все упреки в адрес "Родины", высказываемые инициаторами Левого фронта, скоро станут совершенно беспочвенными, и создаваемая структура вполне сможет взаимодействовать с "Родиной", считает Шеин. "Конкуренции тут не может быть – скорее, взаимодополнение, – сказал депутат "Yтру". – С одной стороны, в традиционной левой среде отношение к "Родине" всегда было подозрительным. Это инерция подхода, который существовал в предшествующее время. Но в свете последних событий те подозрения, которые высказывались в отношении "Родины" – например, что это кремлевский проект, – сейчас звучат несерьезно. Администрация президента стремится "Родину" убить – в прямом и переносном смысле слова. Второй момент – по поводу национализма. Антисемитское письмо писалось именно теми гражданами, которые сегодня из "Родины" выходят, Бабуриным и так далее. То, что откровенно националистическое звено "Родину" покидает, действует очень благотворно, ситуация в "Родине" оздоравливается. Третий момент. Если "Родина" входит в определенную конфронтацию с администрацией президента, весь карьерный элемент тоже "Родину" покинет. Так как "Родина" сейчас уходит в оппозицию администрации президента, через несколько месяцев конфигурация будет совершенно иной". В регионах, отметил Шеин, "все более-менее деловые люди сотрудничают", и никаких проблем в возможном взаимодействии "Родины" с левым звеном он не видит. Другое дело Зюганов: с ним, считает Олег Шеин, ужиться крайне сложно. Поэтому перспективы взаимодействия Левого фронта с КПРФ депутат оценил весьма скептически.

Выбор читателей