Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Предполагалось, кстати, что претендентов будет гораздо больше, а конкуренция – острее. Так, с российской стороны интерес к Батумскому порту ранее проявляли "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова. Действительно, данный объект – лакомый кусок для любой бизнес-группы, не говоря уже о его стратегическом значении для стран Азово-Черноморского бассейна, Закавказья, Центральной Азии и, соответственно, о геополитических аспектах контроля над этим портом. По условиям конкурса, арендатор Батумского порта должен обеспечить его грузооборот в объеме не менее 6 млн т в год, что на самом деле существенно меньше нынешнего объема, составляющего около 10 млн тонн. Порт имеет 4 причала для сухих грузов и 4 – для танкеров, а также 2 пассажирских причала и железнодорожно-паромную переправу. Он напрямую связан с центральной автомагистралью Грузии и таможней Сарпи на турецко-грузинской границе, а выходящая из порта железнодорожная ветка соединена с главным железнодорожным узлом Батуми.
Турция еще в начале 90-х годов предложила Грузии план модернизации Батумского порта с последующим совместным управлением. Такого рода предложения затем неоднократно повторялись, причем последний раз – не далее как в прошлом году. Нечто похожее предлагала и Армения, также стремившаяся взять порт в аренду. Однако официальный Тбилиси долгое время даже не рассматривал подобные заявки, не желая терять контроль за столь важным объектом.
После того, как в феврале сего года министерство экономического развития Грузии объявило о планах передачи Батумского порта в долгосрочную аренду (сам тендер был объявлен в апреле), в СМИ заинтересованных стран появилось достаточно много публикаций на данную тему. Муссировался главный вопрос: кто в итоге встанет у этих морских ворот? Единодушно предполагалось, что во всяком случае – не россияне, принимая во внимание нынешний градус российско-грузинских отношений. Казахстанские эксперты считали фаворитами конкурса казахстанские компании, их коллеги из Азербайджана – соответственно, азербайджанские. Интересно, что "ТуранАлемБанк" назывался в казахстанской печати лишь вторым из местных претендентов после государственной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", имеющей в Грузии разносторонние бизнес-интересы, но в итоге вообще не участвовавшей в тендере. В Баку же упирали на "политическую близость" между Азербайджаном и Грузией. В свою очередь, в Армении настроения были едва ли не близкими к паническим: там всерьез опасались усиления транспортной блокады страны в случае перехода Батумского порта под управление азербайджанских коммерческих структур. Словом, ажиотаж вокруг тендера был не маленький.
Ну а победили, как мы сказали, датчане. Компания Greenoak давно и много инвестирует в Грузии. Ее владельцем и председателем правления является Ян Бонде Нильсен, имеющий, скажем так, противоречивую репутацию. Greenoak владеет 82,8% акций компании Naftrans, которая, в свою очередь, является 100%-ным собственником "Батумского нефтяного терминала" (БНТ). БНТ – это отдельное от Батумского торгового порта предприятие. Его приватизация была осуществлена в 1999 г., причем, по некоторым утверждениям, с серьезными нарушениями действовавшего законодательства. В том же 1999 г. уже приватизированный БНТ взял в аренду на 10 лет три нефтепогрузочных причала Батумского порта всего за $20 тыс. в месяц. После "революции роз" и свержения бывшего аджарского лидера Абашидзе новые власти предпринимали попытки оспорить данные сделки, но очень скоро сменили тактику и стали сотрудничать с Greenoak.
Законно, нет ли действовал Нильсен – теперь трудно судить. Однако факт остается фактом: в модернизацию БНТ было вложено свыше $50 млн, а его ежегодный грузооборот возрос с 3-3,5 млн т нефти и нефтепродуктов в конце 90-х годов до 9,7 млн т в 2005 году. В текущем году, как ожидается, будет перевалено уже свыше 12 млн т нефтяных грузов (общая же мощность БНТ составляет 15 млн т в год). Кроме того, в декабре 2004 г. Greenoak за $107 млн приобрела 100%-ный госпакет акций ООО Ocean Shipping – Океанской судоходной компании Грузии, а в конце прошлого года – тоже 100%-ный госпакет ООО "Батумская нефтебаза" (резервуарный парк) и еще пару других объектов. Так что нынешняя победа в тендере на аренду Батумского порта – вещь закономерная, укладывающаяся в общую бизнес-стратегию Greenoak.
Вместе с тем поговаривают, что Нильсен выступает в основном номинальным владельцем БНТ, а на самом деле за датчанином стоит "большая тройка" – московский мэр, известный российский бизнесмен Гарри Лучанский и тот же Абашидзе. Указанное трио в реальности и контролирует БНТ. Собственно, Лучанский не раз говорил об этом прямым текстом, уверяя, что Нильсен понадобился истинным владельцам лишь как некое "европейское прикрытие".
Опять же, не будем судить, насколько данная версия справедлива. Но если это так и если Нильсен по-прежнему выступает в указанном качестве, то получается, что Батумский порт все же достался россиянам. Правда, за очень приличные деньги, которые помогут Грузии пережить российские обиды.
Преступления удалось предотвратить