На Московском кинофестивале победила любовь

Московскому кинофестивалю приходится отвечать сразу за все – и за класс "А", и за массовый зрительский интерес. В этом году, кажется, проблему разрешили просто: почти все фестивальные фильмы оказались "про любовь"


ФОТО: AP



После того как небольшой, но популярный международный фестиваль "Лики любви" в прошлом году перебрался из Москвы в Сочи, Московскому кинофестивалю приходится отвечать сразу за все – и за класс "А", и за массовый зрительский интерес. В этом году, кажется, проблему разрешили просто: почти все фестивальные фильмы оказались "про любовь".

Одни названия чего стоят – "Любовь", "Современная любовь", "Бесстрашная любовь" и "Изящное искусство любви". От "Любить женщину", "Самурая, которого я любила" и "Любимого уравнения профессора", до признания в любви целым городам (сквозь время – "Возлюбленная Любляна" и пространство – "Париж, я люблю тебя").

Истории любви не обязательно должны быть мелодрамами. С одной стороны, они разворачиваются на фоне социальной критики (венгерские "Таксидермия" и "Родственники", немецкое ретро "Красный какаду") и вялотекущих преступлений (полукриминальная история потери девственности в таджикско-французском национальном хите "Чтобы попасть в рай, ты должен умереть"; заторможенный киллер в "Невидимых волнах" из "Азиатского экстрима"). С другой стороны, эти истории приправлены психическими расстройствами (душераздирающий итальянский "Лед и пламень" из основного конкурса) и несчастными случаями (падение на подводные камни в конкурсном "Спи, мое золотко"; выстрел в голову в "Белоснежке" из "Восьми с половиной").

Как минимум, герои должны быть странноваты – как в "Науке сна" Мишеля Гондри или в конкурсных "Уроках вождения" Джереми Брока. Последний собрал на фестивале сразу несколько наград: приз жюри российской кинокритики за лучший фильм основной конкурсной программы, приз зрительских симпатий, специальный приз жюри – серебряный "Святой Георгий" и еще один серебряный "Святой Георгий" за лучшее исполнение женской роли. Статуэтку получила Джули Уотерс, которая появляется в "Уроках вождения" как эксцентричная и забытая всеми театральная актриса и вместе с партнером по "Гарри Поттеру" малолетним Рупертом Грином уморительно разыгрывает сценки из "Отелло" и "Вишневого сада". Приз за лучшую мужскую роль XXVIII ММКФ получил Йенс Харцер, сыгравший в немецкой картине режиссера Бюлента Акинчи "Страхование жизни" агента по фамилии Вагнер, который решает не видеть свою семью, пока не продаст определенное число страховых полисов, и выдыхается буквально на предпоследней сделке.

Также в фестивальных картинах про любовь необходимы игры с гендером (транссексуальный мюзикл "20 сантиметров" испанца Рамона Салазара; венгерский хит "Только секс и больше ничего"). В крайнем случае, героиня должна быть проституткой ("Сколько ты стоишь" Бернара Блие) или голливудской актрисой ("Контейнер" Лукаса Мудиссона). "Женщина в теле мужчины. Мужчина в теле женщины", что бы это ни значило. Бернар Блие получил от жюри ММКФ, которое возглавлял режиссер Анджей Жулавский, серебряного "Святого Георгия" за лучшую режиссерскую работу.

Не помешает также музыка – от рэпа ("Белоснежка") до псевдосоветских плясок ("Красный какаду"). Музыка может быть вообще любая, лишь бы побольше ("Лед и пламень"). Дорогие постановки в стиле мюзиклов Фреда Астера и Басби Беркли ("20 сантиметров") при этом предпочтительней современного балета ("Аврора" из конкурса "Перспективы").

Правда, главный приз фестиваля - золотого "Святого Георгия" - получил не мюзикл, а незамысловатая мелодрама о простой шведской женщине Саре, которая так и называется – "О Саре" (режиссер Осман Карим).

Выбор читателей