Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Существует, однако, на этот счет и другое мнение. Его высказал на прошедшей недавно в Москве четвертой ежегодной международной конференции "Крылья России" директор отдела страхования авиационных рисков крупной западной страховой компании Willis Вячеслав Меншутин. Он отметил, что российские стандарты безопасности и организация операционной деятельности отличаются от западных, но это не значит, что они хуже. За последние 15 лет имидж российской авиации на западном страховом рынке заметно улучшился. Более того, статистика страховой убыточности по российской авиатехнике не хуже западной, а катастрофы 2006 г. не связаны с низким качеством отечественных самолетов или их преклонным возрастом.
Но у страховщиков есть большие вопросы по поводу полномочий и свободы принятия решений командирами экипажей в случае чрезвычайных ситуаций. Катастрофы российских самолетов и армянского лайнера произошли по вине летного состава. Один пилот принял решение не обходить грозовой фронт, а "перепрыгнуть" через него, другой не сумел справиться с лайнером при уходе на второй круг, а в результате – катастрофа и гибель людей. Значит, для обеспечения безопасности полетов стоило бы уделять большее внимание подготовке пилотов, а не усилению мер по борьбе с терроризмом.
Как бороться с "человеческим фактором" в авиации, не знает никто. Одни специалисты говорят о том, что летному составу надо больше платить, строже с него требовать или брать на работу пилотов из-за рубежа. Другие приводят контраргументы: одного желания летать безопасно (за страх или за деньги) мало, надо уметь это делать. Кроме того, безопасность – это системное свойство, и надежность иностранного пилота в нашей системе равна надежности самой нашей системы. Из-за рубежа, где летный состав тоже дефицит, мы получим худших летчиков, причем в обмен на наиболее хороших своих.
Что же делать? Как считает пилот-инструктор "Аэрофлота" Виталий Деревянко, необходимо широкое применение разработанной на западе концептуальной модели "Cockpit Resource Management" (CRM; "Управление ресурсами кабины экипажа"), которая стала обязательной частью профессиональной подготовки зарубежного летного состава. Она должна научить – и уже научила многих летчиков – безошибочно передавать и принимать информацию, взаимодействовать и принимать решения, используя все ресурсы на практике. Второе поколение CRM расширило понятие "экипаж" включением в него бортпроводников и сделало экипаж основной единицей безопасности. Четвертое поколение программы использовало идею борьбы с ошибками как мотивирующий фактор. Современный CRM – это не просто учебная дисциплина, а система управления, ориентированная на оптимальное использование всех ресурсов: оборудования, процедур и людей – в целях безопасности и эффективности летной эксплуатации.
В СССР таких программ не было. Необходимое отношение к безопасности поддерживалось коммунистической идеологией, неотъемлемой частью которой были активность, коллективизм, взаимопомощь. Командный дух был "программой естественного поведения". Первая в России группа CRM была создана в Шереметьево в 1991 г. и до недавнего времени работала по программе второго поколения. На западе CRM давно стала универсальной системой повышения безопасности полетов. И России следует принять ее в качестве государственного стандарта, обязательного для продления и выдачи сертификата эксплуатанта, установив переходный период в три года.
За все надо либо платить, либо расплачиваться. Если не платить за безопасность деньгами, через некоторое время расплачиваться за нее придется разбором обломков и опознанием тел погибших. Проблему "человеческого фактора" в авиации нельзя решить одним махом, приказом или какой-то одной программой. Но решать ее надо, причем как можно быстрее.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт