Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Линия на последовательное наращивание военного присутствия США и НАТО у берегов Черного континента стала особенно заметной в 2006 году. Минувшим летом, например, у берегов африканского островного государства Кабо-Верде, расположенного у западной оконечности Африки, высадился целый морской десант государств-членов НАТО. Эта операция стала кульминацией натовских учений "Стойкий ягуар", проводимых в Кабо-Верде с 15 по 28 июня. Тогда Запад продемонстрировал здесь мощь своего военного кулака – так называемых сил реагирования. Участники и организаторы маневров не делали особого секрета из того, что одной из основных целей их проведения является отработка мероприятий по охране транспортных коммуникаций, по которым африканские энергоресурсы поступают в страны европейского сообщества. А в начале 2007 г. США вместе со своим региональным партнером Эфиопией начали военные действия уже в восточной части континента, а именно - в Сомали. Африканский Рог, напомним, находится в непосредственном соседстве с Аравийским полуостровом и с важными путями транспортировки энергоресурсов с Ближнего Востока к их западным и восточным потребителям.
И вот теперь – институциональное закрепление постоянного военного присутствия в форме самостоятельного командования. Подлинная причина всех этих шагов, как представляется, заключается отнюдь не в полумифической "Аль-Каэде" и ее африканских "филиалах" - их нельзя не рассматривать в контексте постоянно обостряющегося американо-китайского противоборства за энергетические (и многие другие) ресурсы Африки.
По приблизительным оценкам, Соединенные Штаты, составляющие 5% мирового населения, потребляют до 40 % мировых энергоресурсов. Быстро растущей китайской экономике они тоже необходимы. Так, в 2003 г. Китай с потреблением нефти 5,46 млн барр. в день обогнал Японию (5,43 млн барр.) и стал вторым в мире потребителем после США. При этом лишь половину он закупает на Ближнем Востоке, остальное - в Юго-Восточной Азии, России, Казахстане, Южной Америке и Африке. В 2006 г. товарооборот Китая с Африкой должен, согласно прогнозным оценкам, достигнуть уровня в $30 миллиардов. Пока это еще уступает товарообороту США с Африкой ($44,5 млрд за 2004 г.), однако разрыв неуклонно сокращается.
Многие эксперты предсказывают, что столкновение крупнейших мировых игроков за африканские энергоресурсы неизбежно. Излишне говорить о значении Африки как неисчерпаемого источника сырья и "живого товара" на протяжении столетий. Однако Черный континент издавна был одним из приоритетов внешней политики не только Запада, но и Китая. Экономическая же заинтересованность со стороны Пекина стала особенно заметной в последние годы, когда резко активизировались поездки ключевых представителей китайского руководства в столицы африканских государств. Как заявил Ху Цзиньтао в начале 2004 г. в ходе визита в Африку, "Китай - самая большая развивающаяся страна в мире, а Африка - континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с ними, чтобы не упустить исторический шанс углубить глобальное сотрудничество, способствовать взаимному развитию".
Объемы торговли Китая со странами африканского континента возросли в 40 раз за период с 1994 по 2004 г., включая 15% от всего китайского импорта нефти из Анголы и Судана. Общий торговый оборот за 2005 г. составил $40 миллиардов. В ходе одной из поездок в Африку китайский премьер-министр подчеркнул: "Мы будем по-прежнему поддерживать китайские компании в налаживании тесных связей со своими африканскими партнерами, цель таких китайско-африканских коопераций – помочь нашим африканским друзьям повысить их возможности самоуправления".
Заметим, что общее число китайских частных компаний, сотрудничающих со странами африканского континента и поддерживаемых государством, превышает в настоящее время 900 и постоянно возрастает. Китайцы добились впечатляющих успехов даже в американской вотчине - Нигерии. Так, в соответствии с заключенным в 2006 г. соглашением, правительство Китая планирует инвестировать около $4 млрд в добычу нефти и создание соответствующей инфраструктуры в этой стране. Нигерийские власти предоставили Пекину лицензии на разработку четырех месторождений, а также продали контрольный пакет акций нефтеперерабатывающего завода в г. Кадуна с производительностью в 110 тыс. барр. в день. Китайские компании обязуются построить электростанции и железные дороги и создать другие необходимые инфраструктурные элементы в регионе. Интересно отметить, что если в 1949 г. в странах Африки проживало около 27 тыс. китайцев, то в 1999 г. - уже более 130 тысяч. Это также может свидетельствовать о растущем интересе Китая к африканскому рынку.
При этом Пекин предоставляет и будет предоставлять помощь странам Африки, не связывая ее ни с какими политическими условиями . Об этом прямо заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступив в Кейптауне на бизнес-форуме с участием более чем 800 китайских и южноафриканских бизнесменов: "Мы не стремимся экспортировать наши идеологические ценности или навязывать странам Африки наши модели развития".
Особое значение придается энергетическим проектам. Скажем, Судан благодаря инвестициям China National Petroleum ежегодно экспортирует нефти более чем на $1 млрд, обеспечивая 58% своих бюджетных доходов (напомним, что Судан в 1998 г. подвергся воздушным атакам со стороны США). "Особенную активность Китай проявляет в разработке новых месторождений энергоносителей, создании совместных предприятий, что обусловлено его острой потребностью в углеводородах. Можно утверждать, что китайские инвесторы благотворно влияют на экономику африканских стран и проводят политику созидания", - сказал в интервью RBC Daily эксперт Королевского института международных отношений Великобритании Chatham House Мануэль Пауло.
Разумеется Пекин, осваивая африканский континент, преследует свои экономические и геополитические цели. Например, обязательным условием для китайских инвестиций является предоставление полной и достоверной информации о природных ресурсах и экономических возможностях соответствующего региона. Однако в целом тактика и стратегия Китая в этом направлении принципиально отличается от политики Запада. Последняя заключается в банальном грабеже природных ресурсов региона, отбрасывающем африканские государства в их развитии на десятилетия назад. Как иначе можно назвать создание экстерриториальных добывающих предприятий, которые не привязаны конкретно ни к какому из африканских государств! Подобные предприятия являются весьма прибыльными для американских корпораций, однако для местного населения абсолютно бесполезны. Китайцы же поступают гораздо более дальновидно, вкладываясь в инфраструктурные проекты, которые в перспективе могут объединить группы стран (например, речь идет о китайских инвестициях в строительство железной дороги, которая связала бы Танзанию с Замбией). В Анголе, где недавно закончилась гражданская война, Пекин ведет работы по строительству и восстановлению линий электропередач, дорог и домов.
Диалог Китая с Африкой проходит в формате двусторонних и многосторонних форумов, спонсируемых как Пекином, так и многими международными организациями. Китайская стратегия взаимодействия с африканскими государствами сводит к минимуму вероятность разного рода путчей и переворотов, которые являются неотъемлемой частью западной политики "разделяй и властвуй" в бывших странах так называемого "третьего мира" (да и не только там).
Свое недовольство китайской активностью в Африке Запад прикрывает темой "прав человека". Журнал Economist пишет: "Власти ЕС не скрывают своего недовольства вмешательством и растущим влиянием Китая в регионе, поскольку это сводит на нет их попытки урегулировать ситуацию с правами человека и справиться с коррупцией в Африке. Они опасаются, что китайские компании опередят их по многим параметрам, например, в Судане Китай строит нефтеперерабатывающий завод, большие планы и в Экваториальной Гвинее".
"Это - важный континент", - сказал представитель Пентагона Брайен Витман. Очевидно, что западные государства не собираются отдавать Африку своему глобальному геополитическому конкуренту. Это нежелание в будущем вполне способно стать ключевым фактором дестабилизации на континенте, а создаваемому американскому военному командованию в Африке предстоит сыграть здесь далеко не самую последнюю роль.
Многие ополчились на нашу страну