Европейское небо улыбнулось "Аэрофлоту"

Аукцион по продаже госпакета акций Alitalia был закрыт. Теперь правительству Италии придется поумерить свои аппетиты, а российский перевозчик снова имеет шанс заполучить акции убыточной авиакомпании


ФОТО: AP



Продолжается шоу под названием "Продажа госпакета акций авиакомпании Alitalia": вместо ожидаемого финала в нем наступил антракт, за которым, судя по всему, последует второе отделение. Объявленный итальянским правительством аукцион был закрыт за четыре дня до официального срока окончания приема заявок ввиду отсутствия потенциальных покупателей. Зато теперь у российского "Аэрофлота", покинувшего список претендентов почти месяц назад, снова есть шанс заполучить акции убыточного перевозчика.

Напомним, изначально интерес к тендеру был достаточно большой - на конкурс поступило 11 заявок. Однако большинство участников довольно быстро отказались от своих намерений, и на финишную прямую вышли только трое: "Аэрофлот", выступающий совместно с итальянским банком Unicredit; консорциум, включающий AP Holding и Intesa Sanpaolo (эту структуру контролирует владелец итальянской авиакомпании AirOne Карло Тото); а также блок, представленный международными группами - MatlinPatterson, Texas Pacific Group Europe и Mediobanca. К июлю претендентов осталось лишь двое, причем одним из них выступала компания MatlinPatterson, растерявшая к тому моменту своих партнеров. И вот в минувшую среду AirOne заявил о прекращении борьбы, а через несколько часов его примеру последовала и MatlinPatterson.

Нельзя сказать, что подобная развязка стала полной неожиданностью. Слишком жесткие условия выдвинуло Министерство финансов Италии потенциальным обладателям не такого уж лакомого куска пирога. Alitalia ежедневно терпит убытки в размере €2 миллионов. По итогам 2006 г. общая сумма потерь достигла €628 млн, а долги - нескольких миллиардов евро. При этом компанию постоянно лихорадят забастовки сотрудников, что отнюдь не способствует преодолению кризиса. Однако правительство страны намеревалось не только получить солидный куш за свою долю акций, но и погасить долги за счет победителя. Кроме того, предполагалось наложить на него ограничения в управлении Alitalia: в частности, выдвигалось требование сохранить все (или почти все) рабочие места. Организаторы аукциона не пожелали предоставить его участникам полной картины состояния дел в компании, но зато в случае отклонения от предложенного во время конкурса бизнес-плана по реструктуризации фирмы выигравший тендер "счастливчик" должен был бы заплатить штраф в €100 - 200 миллионов. Не удивительно, что никто из потенциальных покупателей не пожелал за свой же счет взять на себя такие "повышенные" обязательства. Между тем известие о сокрушительном фиаско в попытке продать столь "дорогой" актив привело к падению стоимости акций Alitalia почти на 10%. Одновременно с этим пришло весьма неприятное сообщение о том, что Еврокомиссия не позволит Италии оказывать перевозчику финансовую поддержку за счет государственной казны.

В сложившихся условиях перед Alitalia замаячила реальная перспектива ликвидации. Сомнительно, однако, что именно такого развития событий ожидали итальянские власти. Скорее всего, теперь им просто придется поумерить аппетит и предложить инвесторам более приемлемые условия, тем более что две крупные авиакомпании уже готовы их рассмотреть. О сохранившемся желании поучаствовать в деятельности Alitalia заявили Air France - KLM и "Аэрофлот". Конечно, франко-голландский авиагигант выглядит более предпочтительным партнером для европейцев, испытывающих серьезные опасения по поводу "бурной экспансии" русского капитала в значимые отрасли местной экономики. Однако российский перевозчик гораздо сильнее заинтересован в пакете акций и за возможность кардинально расширить свое присутствие в воздушном пространстве Европы, вероятно, будет готов предложить намного более соблазнительную сумму. А в данном случае денежный вопрос, по понятным причинам, может иметь решающее значение. Так что у "Аэрофлота" есть все основания надеяться на благоприятный для него исход этого запутанного дела.

Выбор читателей