Ужель та самая Джейн Остин?

Фильм Джеррольда удовлетворяет тихую, незаметную тоску, которую не осознать и не сказать словами, и в этом ее глубина - тоску по временам, когда люди разговаривали сложноподчиненными предложениями

Джейн Остин (Becoming Jane)
Великобритания, 2007
Режиссер: Джулиан Джеррольд
В ролях: Энн Хэтауэй, Джеймс МакАвой, Иэн Ричардсон, Мэгги Смит, Джулия Уотерс





"А вы - та самая мисс Остин?!" - спрашивает юная поклонница поседевшую Джейн в финале фильма Джулиана Джеррольда. Героиня Энн Хэтауэй отвечает утвердительно, но с тем же успехом могла бы и откреститься от знаменитого имени. Фильм - не воссоздание жизни когда-то жившей в Йоркшире англичанки, а хрестоматийный портрет женщины-писателя. Оригинальное название "Становление Джейн" подходит ему куда больше, чем "Джейн Остин", - внутренний путь, который проходит героиня, мог бы привести к совершенно другим результатам.

Кино снимали уже и про Айрис Мердок, и про Сильвию Платт, про Вирджинию Вульф и даже про Елизавету II. Давно пора было взяться за классику, тем более что предусмотрительные потомки сожгли и скрыли все, что считали порочащим память и литературные труды своих знаменитых родственников. Тем самым они дали сценаристам прекрасную возможность самостоятельно придумывать то, что они считают порочащим, - "Распутник" о графе Рочестере или "Мольер" тому примеры. Меньше, чем известно об обстоятельствах личной жизни Джейн Остин, известно, пожалуй, только о Шекспире. В прошлом году была сделана новая экранизация "Гордости и предубеждения"; в следующем выходит фильм, где фигурирует Джейн-старая дева, устраивающая свадьбу своей племянницы.

Сценаристы Кевин Худ и Сара Уильямс придумали мисс Остин трагический роман с бедным, но гордым ирландцем Томом Лефроем (Джеймс МакАвой), бегство из дома и скорое возвращение. Судьба авторов в подобных фильмах оказывается списанной с их героев, а не наоборот. Любовь и бедность навсегда ее поймали в сети... В обществе, где любовь желательна, но деньги - незаменимы, женщины танцуют, играют на клавикордах и ведут пустые разговоры, мужчины заседают, боксируют и посещают бордели. Только такой мужчина может дать такой женщине опыт, без которого писатель не может именоваться писателем. Том Лефрой дает Джейн Остин книгу про Тома Джонса, найденыша. В надежде смягчить сердце его богатого дяди-судьи (Иэн Ричардсон), из провинции она отправляется в Лондон, где встречается со знаменитой миссис Радклифф (Хелен Маккрори), автора популярных готических романов, и убеждается, что совмещать роли жены и писателя можно, но сложно - особенно, если у тебя нет наследства. Джейн не может выйти замуж за любимого, отказывается выйти замуж за нелюбимого (Лоренс Фокс) - и только поэтому становится писательницей, написавшей "шесть лучших романов, созданных на английском языке", как сообщает финальный титр. В разгар своего романа героиня фильма начинает то, что превратится потом в "Гордость и предубеждение" - самый известный роман Остин.

Фильм Джеррольда удовлетворяет тихую, незаметную тоску, которую не осознать и не сказать словами, и в этом ее глубина, - тоску по временам, когда люди разговаривали сложноподчиненными предложениями. Цитаты из романов Остин розданы всем персонажам, а те фразы, которые кажутся цитатами больше всего, оказываются созданием пера сценаристов Кевина Худа и Сары Уильямс. В их четко отмеренном, суховатом - как романы Остин - диалоге так же ярко звенит ирония, главная составляющая ее стиля. Сухость диалога возмещает страстность взглядов, движений, касаний... Когда герои танцуют, за них становится страшно. Они танцуют со страстью, смотрят в глаза, соблазняют словом.

Энн Хэтауэй в каждом кадре безусловно красива - любой стоп-кадр распечатывай и вешай на стену. По ее крупным чертам - длинный нос, крупные губы, брови вразлет - взгляд движется медленно, плавно, как по простым линиям провинциального английского пейзажа. И ей, разумеется, очень идут прически с волосами, забранными вверх, - гораздо больше, чем Кире Найтли, сыгравшей в прошлом году героиню в "Гордости и предубеждении". Антуражем для своих героев Джеррольд сделал зелено-серый, мшистый Йоркшир; подвижная камера, упрощенные, чистые линии костюмов наполняют кадр воздухом, полностью выветривают архивную пыль, покрывающую толстым слоем иные экранные биографии. "Джейн Остин" - это соблазнение словом, звуком, изображением. Видимо, теперь это возможно в кино только в антураже ампира.

В прокате с 4 октября

Выбор читателей