История о смерти с продолжением

Из развороченного взрывом аэропорта случайные люди - поздно начавшая зарабатывать научная сотрудница, смертельно больной бизнесмен, два террориста - отправляются в путешествие по загробным мирам




Вечные темы в современной литературе редки, словно авторы боятся не найти слов для выражения своих мыслей. Так что энтузиазм, с которым восприняли появление романа "Там" Анны Борисовой, понятен: эта писательница презрела постмодернистские страхи перед вековой историей темы смерти в литературе и написала интересную, умную, необычную и, безусловно, выделяющуюся на общем фоне книгу.

Интрига вокруг романа подогревается и многозначительными намеками в прессе: Анна Борисова - это всего лишь псевдоним, а настоящее имя автора держится в строжайшем секрете. Читателю остается только надеяться, что рано или поздно эта тайна будет раскрыта, и получать удовольствие от хорошо сделанного текста без аллюзий на конкретного писателя.

Роман разделен на три акта, и это указание на драматизм о многом говорит. Мир как театр, люди как актеры, предопределенность роли применительно к экзистенциальным темам пусть и не новы, но ближе современному читателю, чем религиозные и философские концепции. Классицистическое единство места действия (зал московского аэропорта), четкий список персонажей, обозначенный в первом акте и дошедший до третьего без изменений, краткость временного охвата - вся эта сценическая стройность является только верхним пластом романа, под которым кроется еще масса слоев, и автор снимает их настолько искусно, что приятно даже просто следить за этим процессом.

Сильная сторона стиля Анны Борисовой в его разнообразии, позволяющем ей кратко и емко характеризовать каждого персонажа, в паре абзацев сводя воедино образ человека, сидящего в баре аэропорта, и всю его скрытую от посторонних взглядов жизнь. Поздно начавшая зарабатывать научная сотрудница, напивающаяся из страха перед полетом, смертельно больной пожилой азиатский бизнесмен, помешанные друг на друге и постоянно ищущие места для занятий сексом молодожены-французы, молодой бармен, мнящий себя буддистом, темнокожая проститутка с грудным ребенком, охранник - бывший милиционер, тоскующий по былой власти, кинолог с собакой и два террориста, один из которых воспитан на идеях джихада, а второй лицемерно вербует и отправляет на смерть молодых шахидов, - каждый из героев в первом акте живет своей жизнью, во втором умирает, а в третьем оказывается в своем же загробном мире.

Трехактная структура романа необходима для того, чтобы сначала показать жизнь этих людей и только потом отправить их из развороченного взрывом аэропорта в путешествие по загробным мирам. Однако части книги неравноценны. Первый акт написан уверенной рукой мастера, который словно ставит свою подпись в каждой строке - настолько легок, жив и естественен его слог, так гармонично складываются сюжетные головоломки. Второй акт очень кинематографичен, но при этом хорошо написан и не отдает сценарной сухостью. Им откровенно уступает акт третий, которому, по всем признакам, следовало бы являться кульминацией, апогеем и вершиной авторского мастерства.

Нет, финальная часть написана не слабее предыдущих, но в ней нет уже полюбившейся цельности и волшебства вымысла. Если жизненные истории героев Анна Борисова выписывает с завидной фантазией, то в изображении загробных миров порой ограничивается тривиальными идеями, превращая, к примеру, ребенка в ангела или рассказывая о соблазнительных и недоступных гуриях мусульманского рая.

Выбор читателей