Девятый вал фотоискусства

Главная примета московской весны – масштабные мероприятия, проводимые Домом фотографии. Как обычно, кураторы норовят закидать город шапками: на "Фотобиеннале-2008" будут работать более ста выставок


ФОТО: mdf.ru



Главная примета московской весны – масштабные мероприятия, проводимые Домом фотографии, – традиционно не зависит от погодных сюрпризов. В вихре кружащихся снежинок стартовал VII Международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008". Как обычно, кураторы проекта норовят закидать город шапками – в течение нескольких недель в различных выставочных залах столицы, будь то Манеж, Винзавод или скромная районная галерея, откроются десятки фотовыставок. К основной программе биеннале норовят примкнуть локальные кураторы, поэтому фотолихорадка буквально захватывает город. И если отдельно взятые любители фотографии и в самом деле готовы обойти все мероприятия, предлагаемые организаторами проекта (а их более ста), то большинство потенциальных потребителей фотоискусства все-таки норовят "отфильтровать базар". Прежде всего имеет смысл разделить русские и зарубежные проекты – потому, что наши непривередливые фотографы, как правило, легко вписываются в любые заданные рамки: независимо от темы, предлагаемой биеннале, здесь фигурируют одни и те же лица. Их же работы украшают фестиваль "Мода и стиль в фотографии" и другие масштабные фотомероприятия. Конечно, бывают и приятные исключения, связанные не столько с работами художников, сколько с деятельностью местных кураторов, которые порой предлагают действительно интересные проекты. Судя по программе мероприятий, наиболее оригинальные экспозиции российского происхождения ждут нас в фонде "Эра" и на Винзаводе. В то же время, тратясь на зарубежные выставки, кураторы биеннале явно руководствуются определенными эстетическими критериями, поэтому качество иностранных проектов как правило оказывается более высоким. Собственно, самая главная и самая интересная экспозиция "Фотобиеннале-2008" уже открылась в Центральном выставочном зале "Манеж".

Уроженец Монмартра Эдуард Буба начал профессионально снимать после Второй мировой войны. В экспозицию его работ вошли фотографии 1947 - 1989 годов. Много путешествуя по миру, Буба "просто фотографировал" людей. И хотя художника нередко заносило далеко не в самые благополучные уголки нашей планеты, его произведения начисто лишены социального драматизма, а человек неизменно предстает в полной гармонии с окружающей средой.

Примерно в те же годы в Европе жил и работал Марио Джакомелли – единственный итальянский фотограф, получивший международную известность еще в 1960-е годы. Он тоже снимал простых людей, а специфический южноитальянский антураж и обилие колоритных персонажей в рясах придают его произведениям загадочность, которая порой вызывает в памяти неповторимые образы Феллини.

Экспозицию продолжает проект американского художника Ральфа Гибсона "Пройденное". К тому времени, когда Гибсон получил профессиональное образование, его коллеги Буба и Джакомелли находились в зените своей славы. Однако со временем молодой американец нагнал старших товарищей, получив немало премий не только в родной стране, но и в привередливой Европе. Еще одно преимущество молодости заключается в том, что на Московской фотобиеннале Ральф Гибсон является одним из кураторов собственной выставки.

На фоне черно-белых фотографий своих соседей снимки Ива Желли выглядят особенно яркими. Тем более что в его "Картины из Китая" постоянно попадают всевозможные изделия китайской промышленности характерных невыносимо-ядовитых расцветок. Впрочем, это не случайное совпадение, а творческий метод. "Фотограф сосредоточивается на визуальных образах, связанных с жизнью китайцев, чтобы показать среду, в которой они существуют, уделяя особое внимание деталям, вещам и предметам, являющимися знаками индивидуальности и личных переживаний. Эти фотографии суть собрание улик – салфеток, занавесок, столов, потолков, полов... – элементов, составляющих повседневную жизнь китайцев", уверяют кураторы проекта.

А вот куратором последней экспозиции, представленной в залах Манежа, заявлена сама директор МДФ Ольга Свиблова. Ее выбор пал на польского художника Богдана Конопку. Как положено, этот фотограф работает в разных странах мира, но его проект "О природе вещей" связан еще и с Китаем. К счастью, в отличие от Желли, Конопка предпочитает работать с черно-белой фотографией, поэтому китайская культура не предстает в его произведениях в виде одной большой дешевой поделки. В то же время, культивируя образы, которые не зависят от сиюминутных увлечений или модных течений, этот автор счастливо избавляет нас от болезненного ощущения проходящего времени, так часто ассоциируемого с фотографией.

Выбор читателей