Жестокие игры

"Сыщик" стал короче на час и из напряженного триллера превратился в мрачную драму. Декорации обновили, речь героев сделали более грубой, включили даже гомосексуальный мотив. И все же коллизия выглядит ужасно старомодной

Сыщик (Sleuth)
США, 2007
Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Джуд Лоу, Майкл Кейн





Джуду Лоу не дают покоя лавры главной британской звезды 1960 - 1970-х Майкла Кейна. Сначала он сыграл звездную роль красавчика-Кейна в ремейке "Красавчика Альфи", теперь же буквально поменялся с ним ролями: в новой версии "Сыщика" Кейн уступает Лоу свою бывшую роль, а сам становится на место Лоуренса Оливье.

В дом к омерзительно богатому писателю триллеров Эндрю Уайку (Майкл Кейн) приезжает молодой любовник его жены, начинающий актер Майло Тиндл (Джуд Лоу). Это не "Сыщик", а игра в сыщика, и "игра" здесь – ключевое слово. Три сета, в первом из которых выигрывает Уайк, во втором – Тиндл, а третий – решающий. О том, что выигрыш в этой игре – женщина, герои забывают довольно быстро. Каждый из них так поглощен сам собой, что они похожи на две стороны одной медали.

Кейн настаивает на том, что новый "Сыщик" – вовсе не ремейк фильма Джозефа Манкевича 35-летней давности. Ни одной реплики из него не было сохранено, персонажи стали совершенно другими, и, в сущности, от оригинала осталась только завязка: неудачливый актер приезжает в дом к удачливому писателю, чтобы убедить его дать развод своей жене.

Лоу сам организовал постановку в качестве одного из продюсеров. Это он отдал пьесу Шаффера для адаптации лауреату Нобелевской премии драматургу Гарольду Пинтеру, а в режиссеры подрядил главного шекспироведа английского кинематографа Кеннета Брана. Пинтер сделал из пьесы Шаффера новый сценарий. В результате "Сыщик" стал короче на час и из напряженного триллера превратился в мрачную драму. Главной теперь стала не игра, а ее подтекст. Оскорбление, унижение, запугивание, соблазнение – весь набор. Декорации обновили, речь героев сделали куда более грубой, включили даже гомосексуальный мотив, отсутствовавший в оригинале. И все же коллизия выглядит ужасно старомодной.

Сценарий Пинтера не смог избавиться от врожденной театральности, статичности, камерности истории Шаффера. Ее не вытеснила ни громадная декорация дома писателя, оснащенного по последнему слову техники, ни игра с точками съемки, камерами слежения и многочисленными "экранами в экране" (в одном из них появляется сам Гарольд Пинтер).

Кроме того, из новой версии выпал час напряженного противостояния героев. Теперь 86 минут фильма проносятся как "сет, гейм, матч". При этом зритель следит за игрой, в которой оба противника – персонажи довольно неприятные, и ни одному из них победы желать вовсе не хочется. Поэтому интерес "Сыщика" – чисто спортивный.

Выбор читателей