Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: proungallery.ru |
Очередная выставка представляет творчество Леона Тютюджаняна - уроженца Западной Армении, с раннего детства оторванного от своей исторической родины. Детские приюты в греческом захолустье и венецианских монастырях не привили мальчику любви к античной культуре - с ранней юности Леон стремился в Париж. В 1923 г., в возрасте 18 лет, будущий художник наконец осуществил свою мечту, влившись в ряды многонациональной парижской школы. На первых порах он, подобно многим, нашел помощь и поддержку у своих бывших соотечественников. И, подобно всем начинающим художникам, экстерном прошел все основные "измы", родившиеся во французском искусстве в первые десятилетия ХХ века.
В то же время специалисты отмечают, что даже ученические работы Тютюджаняна отличаются оригинальностью, позволяющей судить о силе индивидуального таланта мастера: в то время как вся Европа переживала увлечение рассудочным кубизмом, Леон начал экспериментировать со "случайными", хаотичными цветовыми пятнами, отчасти предварив программные работы известных ташистов, дадаистов и даже абстрактных экспрессионистов второй половины столетия. Так называемый метод автоматического письма был не чужд и сюрреалистам. Сам Тютюнджян тоже отчасти признавал близость своих работ творческим поискам сюрреалистов и даже периодически участвовал в их выставках, в том числе и в галерее Сюрреалистов на улице Жака Калло.
Однако в работах армянского парижанина нет того оттенка навязчивого концептуализма, отпечаток которого в обязательном порядке несут произведения сюрреалистов. Создавая свои загадочные формы, Тютюджанян пытался в первую очередь выразить некое природное начало - не случайно художник называл свои работы 1920-х гг. "сюрреалистической абстракцией". Охарактеризовать его творения однозначно необычайно сложно: одни составлены из хаотичных цветовых пятен и заставляют вспомнить эксцентричный метод Джексона Поллока, другие, состоящие из скупых тонких линий, ассоциируются с творчеством Пауля Клее и Хуана Миро, а объемные геометрические композиции и вовсе побуждают сопоставить работы Тютюджаняна с объектами советских супрематистов.
Главное - и важно это помнить - практически все произведения, вошедшие в экспозицию выставки, были созданы в 1920-е гг., когда отдельные из вышеупомянутых граждан еще бегали в коротких штанишках.
"Леон Тютюджян оказался свидетелем Большой эпохи, невероятной смены движений и направлений, участником "лабораторных" экспериментов, которые определили историю искусства ХХ века. Эстетическая мобильность позволяла ему принимать деятельное участие в актуальной художественной жизни и точно чувствовать пульс этой жизни. Он словно боялся упустить что-то существенное, какой-то базовый опыт, который бы смог приблизить его к великой модернистской подлинности. То удаляясь, то вновь приближаясь к главным эстетическим векторам, творчество Леона Тютюджяна живет мерцаниями ташизма, сюрреализма, геометрической абстракции, но оставляет при этом эхо мощного собственного голоса, которое почти растворилось в полифонии направлений и мастеров Парижской школы, но вместе с тем обладает достаточной силой, чтобы говорить о Тютюнджяне как о значительном и оригинальном явлении в истории европейского искусства прошлого века", - подчеркивают кураторы проекта.
Ситуация может еще больше обостриться