Китайский террор в ЦУМе

Кураторы признались, что находят помещение не совсем соответствующим статусу художников, собиравших зрителей в парижском Гран Пале. Зато в зрительском внимании экспонатам явно отказано не будет


ФОТО: tsum.ru



Год китайской культуры в России прогремел и отчасти канул в Лету, однако, похоже, отдельные зарубежные и российские кураторы искренне верят, что наши соотечественники теперь души не чают в современном китайском искусстве. Но для открытия в Москве выставки "Китай, вперед!" были и более веские причины: в крупнейшем столичном торговом комплексе ЦУМ проходят Недели Китая, и экспонаты выставки должны служить элегантным фоном для продавщиц, затянутых в кимоно, и прочих китайских акцентов, расставленных менеджерами магазина.

После глобальной реконструкции ЦУМ основательно сменил имидж: некогда один из самых демократичных универмагов превратился в галерею бутиков. Только на четвертом этаже ремонт все еще продолжается и часть помещений временно пустует. Чтобы площади не простаивали зря, руководство магазина приняло мудрое решение сдавать ободранно-ремонтное пространство под выставки актуального искусства. Нужно отдать должное кураторам этого проекта - для поддержания реноме ЦУМ приглашает только известных художников и кураторов. Проект, посвященный молодому американскому видеоарту, и выставка Йоко Оно укрепили за магазинной антресолью статус престижной выставочной площадки. Правда, готовившие китайскую выставку французские и американские кураторы признались, что находят помещение не совсем соответствующим статусу художников, собиравших десятки тысяч зрителей в парижском Гран Пале. Зато в зрительском внимании экспонатам явно отказано не будет.

Хотя бы потому, что два главных экспоната выставки, сделанных из раскрашенной ярко-красной краской бронзы, стоят непосредственно у входа в ЦУМ. Огромный лакированный "Гомункулус" Чэнь Вэньлина едва ли поместился бы в помещении какой-либо галереи. Учитывая, что в экспозиции "Китай, вперед!" приняли участие очень молодые авторы - представители так называемой второй волны в искусстве современного Китая, - этот огромный детина, орущий в сложенную рупором ладонь, считается персонификацией нынешней молодежи. Западные кураторы тонко подчеркивают, что это человекообразное мало похоже на китайца и скорее напоминает американский образец. Однако значки "Макдоналдса" на задних карманах его штанов позволяют усомниться в серьезности намерений китайского автора.

Второй монстр, также покрашенный в любимый китайцами революционно-красный цвет, был создан руками братьев Гао. Скандально известная фигура "Мисс Мао" - статуя "отца нации" с огромной грудью, высунутым языком и носом Пиноккио - едва ли шокирует публику, знакомую с творчеством братьев Чепмэнов, но, безусловно, заставит задуматься о судьбах китайского народа: родители современных актуальных художников когда-то пали жертвами культурной революции.

Не удивительно, что тема "красного террора" проходит через всю экспозицию выставки, начиная от узнаваемого силуэта "Рабочего и колхозницы" на диптихе Зонга Бао и до душераздирающей "Красной реки" Шенга Ки. Впрочем, гламурных композиций тоже вполне достаточно.

Бросается в глаза другое. Несмотря на тот факт, что все представленные на выставке художники проживают в Китае, очевидно, что новое поколение целиком и полностью ориентировано на европейский арт-рынок. Это обуславливает не только выбор тем и сюжетов, но и характер их исполнения: молодые китайские дарования оказываются зажатыми в тесные рамки соцреализма и поп-арта. В результате, абсолютно все работы, представленные в ЦУМе, фигуративны (что вообще не характерно для восточного искусства) и, увы, несколько вторичны. Хотя красочные холсты, глянцевые скульптуры и качественные фотографии, безусловно, обязательно скрасят суровые будни московского шопинга.

Выбор читателей