Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: museum.ru |
По первоначальному замыслу, выставками тоже должны были заниматься исключительно итальянцы - они подготовили небольшой фотопроект, посвященный крупнейшим деятелям футуризма, и собственно выставку. Однако дирекция ГМИИ сочла предложение итальянцев слишком бедным, тем более что всего несколько лет тому назад большая выставка итальянского футуризма состоялась в залах главного конкурента - Государственного Эрмитажа. Неожиданное решение расширить экспозицию за счет отечественного материала было реализовано в кратчайшие по музейным меркам сроки. И, как оказалось, не зря.
Италия считается родиной футуризма. В 1909 г. 32-летний Маринетти написал "Манифест футуризма", предлагавший срочно принять противоядие от прошлого и устремиться к истинному обновлению, продиктованному веком машин и новыми мифами, порожденными невиданным доселе темпом жизни. Яркий и лаконичный манифест немедленно привлек внимание целого ряда молодых литераторов и художников, которые мечтали видеть родную Италию, тащившуюся в арьегарде европейской цивилизации, процветающей и обновленной. Умберто Боччони, Джино Северини, Луиджи Руссоло и Джакомо Балла, Карло Кара вместе с Маринетти составили ядро итальянского футуризма, а вскоре к ним присоединились и другие. Отказавшись от традиционной академической схемы жанров, футуристы поставили себе задачу по-новому интерпретировать реальность и, разумеется, изобрели для этого новый словарь терминов. Самое главное правило - никакой объект, живой или неодушевленный, не может считаться неподвижным. В одном из манифестов футуристы заявляли: "Все движется, все бежит, все быстро меняется. Фигура никогда не остается недвижимой перед нами, она беспрестанно появляется и исчезает". Таким образом, вопреки всякой реальности, в арт-пространстве футуристов отсутствует неподвижный образ, а бегущая лошадь может получить двадцать ног вместо четырех.
Теория футуристов оказалась одним из самых первых радикальных направлений в культуре ХХ столетия, сокрушившим устои изобразительного искусства в его традиционном понимании. Но, как это часто бывает с яркими концепциями, произведения представителей футуризма часто по качеству сильно уступали их теоретическим трудам и эмоциональным манифестам. Оказав значительное влияние на развитие мирового искусства в целом, итальянские художники оставили нам не так много шедевров. И итальянская часть экспозиции в ГМИИ - лучший тому пример.
Не известно, что заставило итальянцев несколько пожадничать, но действительно сильных, ярких произведений на выставке не так уж много. Выигрышнее всего выглядит скульптура, которая традиционно удавалась футуристам, - конструктивистские произведения Фортунатто Деперо и воздушные композиции Эрнесто Микагеллеса смотрятся очень эффектно. На их фоне многие экспонаты живописи и графики выглядят несколько однообразно и, за редким исключением, как-то не вяжутся с понятием радикального искусства.
Зато неожиданно радует русская часть. Прежде всего потому, что организаторы проекта смогли собрать нужные картины по всей русской провинции. Конечно, в русской живописи начала столетия ярко выраженных футуристов было крайне мало, но, как водится, модное направление в той или иной степени коснулось многих прогрессивных художников. Возможно, специалистов по русскому искусству несколько покоробит тот факт, что в экспозиции мирно висят бок о бок Лентулов, Розанова, Гончарова и Родченко, Шевченко, Экстер и Малевич, зато зрители смогут насладиться качественными работами российских авторов, многие из которых действительно попадают в тему.
Ситуация может еще больше обостриться