Личные зарисовки

Художники нередко с помощью карандаша выражают свои мысли по самым разным поводам - рисовать им как-то привычнее, да к тому же в застойные годы высказываться на тему повседневности в образном ключе было явно безопаснее




Графика испокон веков считалась искусством камерным и даже интимным. Конечно, пространства этой техники практически безграничны - от монументальных работ, созданных на склеенных гигантских листах и до мелких "почеркушек" размером 10х10 сантиметров, безжалостно выбрасываемых гениями в мусорную корзину, где потом их отыскивают кропотливые торговцы прекрасным.

Впрочем, в этих, изначально не предназначенных для посторонних глаз зарисовках, особая ценность. Очень часто они дают нам представление о том, как развивалась идея мастера, как в испещренных хаотичными штрихами карманных альбомчиках зарождалось и формировалось новое произведение, впоследствии превратившееся в законченный, цельный шедевр. Кроме этих "рабочих" рисунков художники нередко с помощью карандаша выражают свои мысли по самым разным поводам - рисовать им как-то привычнее, да к тому же в застойные годы высказываться на тему повседневности в образном ключе было явно безопаснее.

Именно по этой причине выставка, организованная галереей "Г.О.С.Т." в выставочном зале "Домик Чехова", называется "Дневник одного пространства". В экспозицию вошли произведения четырех художников, работавших, преимущественно, в последней четверти прошлого века: Николая Андриевича, Бориса Кочейшвили, Валерия Орлова и Юлия Перевезенцева. Оставаясь в контексте актуальных графических тенденций не одно десятилетие, они представляют собой совершенно разные типы творческого мировосприятия, что наиболее очевидно нашло свое отражение в "личных зарисовках" каждого из этих авторов.

Николай Андриевич - редкий представитель поколения художников-шестидесятников, оказавшийся вне вечной борьбы лагерей "официального" и "неофициального" искусства. И дело тут вовсе не в ловкой политике лавирования - яркая индивидуальность этого мастера позволяла ему прочно удерживаться в рамках добровольно избранной маргинальности. Идеи поп-арта, примененные к газете "Ведомости", - лишь часть творческих размышлений о ежедневной рутине и тяготах бездуховного быта.

Один из его ближайших друзей и единомышленников, Валерий Орлов, тем не менее видит мир совершенно другими глазами. Возможно виной тому - фотоискусство, вошедшее в жизнь этого замечательного автора четверть века тому назад. Не случайно пространственные построения привлекают этого автора не меньше, чем глубинные переживания на тему собственного "я", соответствующие дневниковому жанру.

Борис Кочейшвили - также большой мастер пространственной игры и сложных орнаментальных построений, в отличие от своих коллег не столь "автобиографичен" и предпочитает населять пространство листа фантастичными городами, загадочными прекрасными дамами и одинокими рыцарями.

Фантасмагории Кочейшвили отчасти перекликаются с рисунками Юлия Перевезенцева. Сам художник четко разделяет свое графическое творчество на три периода: романтические, фигуративные произведения 1970-1980, фантастические, архитектурные конструкции и рисунки 1980-1990, и, наконец, нефигуративные работы и цветная графика, созданные после 1990 года. Однако в дневниковом жанре границы этих периодов естественным образом расплываются, не мешая автору сохранить яркий драматизм, присущий его лучшим работам.

"Сейчас, когда определяющей художественной стратегией является скандал, а произведением искусства принято считать "сакральный художественный акт", даже если актом этим является банальная покупка пачки сигарет в соседнем киоске; когда искусство "практикуют", а не творят, когда все слились в вечном "экстазе говорения", очень хочется тишины. Художники Николай Андриевич, Борис Кочейшвили, Юлий Перевезенцев и Валерий Орлов немногословны, и в этом бережном отношении к пластическому Слову и состоит их главное обретение", - подчеркивают кураторы выставки.

Выбор читателей