Рубль вырос ненадолго

Банк России снова понизил ставку рефинансирования в связи с переломом в инфляционных и девальвационных ожиданиях. Однако независимые эксперты настроены значительно менее оптимистично, прогнозируя новую волну девальвации




Банк России объявил об очередном снижении ставки рефинансирования с 14 мая 2009 г. на 0,5% – до 12% годовых. Это второе снижение с начала кризиса, причем предыдущее (также на 0,5%) состоялось менее трех недель назад – 24 апреля. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев пообещал, что процесс продолжится и снижение ставки будет неоднократным.

По словам чиновника, необходимость в таком шаге назревала давно: высокий уровень ставки рефинансирования отражался на конечном заемщике, для которого ставки по кредитам были также высоки. Однако существовали два ограничителя, делавшие невозможным принятие подобного решения до сегодняшнего дня, – девальвационные и инфляционные ожидания. Сейчас темпы роста цен замедляются: в апреле, по данным Улюкаева, снижение инфляции составило 0,7%; а перелом в девальвационных ожиданиях, по оценке зампреда ЦБ, произошел еще в середине марта.

Судя по всему, оптимизма денежным властям добавляет поведение доллара, который после бурного восхождения в конце прошлого – начале нынешнего года слегка охладил пыл и в последние месяцы демонстрирует устойчивую тенденцию к удешевлению. Вчера курс американской валюты впервые с января 2009 г. опустился ниже отметки в 32 рубля.

Основная причина укрепления национальной валюты, очевидно, кроется в поведении нефтяных цен, которые отошли от опасных для России рубежей и, более того, в последние дни вдвое превысили критическую отметку в $30 за баррель. Кроме того, подталкивает рубль вверх продажа валюты россиянами, но не исключено, что в значительной степени это отнюдь не демонстрация возвращения доверия россиян к "деревянному", а вынужденное расставание с валютными сбережениями по причине экономических трудностей. Поэтому надежды ЦБ на то, что "население начнет закрывать свои длинные позиции по валюте", могут оказаться неоправданными. Так что озвученные Улюкаевым риски по-прежнему достаточно высоки.

По скорости инфляции Россия занимает едва ли не первое место в Европе и далеко не последнее место в мире, да и замедление темпов экономического роста не может оставаться незамеченным. Поэтому многие аналитики, несмотря на бодрые заявления денежных властей, по-прежнему прогнозируют новую волну девальвации рубля. Так, экономист лондонского офиса инвестиционного банка Nomura Holdings Иван Чакаров в интервью агентству Bloomberg заявил, что не видит смысла стимулировать укрепление рубля в условиях, когда экономика замедляется из-за резкого снижения доходов экспортеров. Ведь усиление рубля делает более конкурентоспособным импорт.

Ранее заместитель директора института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов отмечал, что зимняя девальвация рубля была не слишком ощутимой для того, чтобы создать возможность полноценного импортозамещения. Если в 1998 г. национальная валюта подешевела на 80%, то в этом всего лишь на 10% – 15%. А депутат Государственной думы, профессор Оксана Дмитриева в интервью "Yтру" обозначила пределы девальвации – 60 руб. за $1. Это произведение индекса накопленной российской инфляции за вычетом накопленной инфляции в США за тот же период и стоимости доллара на начало укрепления рубля (конец 1999 – начало 2000 года).

Впрочем, представители ЦБ уверены, что пробить официально установленный уровень в 41 руб. по отношению к бивалютной корзине сложно – по крайней мере, пока нефть торгуется на комфортном для России уровне.

Выбор читателей