Мультфильмы в 6 утра для безумных мамаш

Сейчас у российского зрителя есть два варианта: смотреть пустое и бессмысленное коммерческое кино либо внимать оголтелому самовыражению авторов с сомнительными талантами. О своем видении проблемы "Yтру" рассказала Наталья Бондарчук


ФОТО: Kino-teatr.ru



Наталья Бондарчук сейчас занимается тем, с чем, собственно, и пришла в режиссуру - детским кино. Она готовится к съемкам фильма "Снежная королева и ее тайна" по мотивам одной из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена. Уже найдены актеры на роль короля (Дмитрий Харатьян), королевы (Ольга Кабо), главного сказочного злодея (Александр Леньков) и решено, что фильм будет в 3D. Исполнительница роли Герды тоже уже определена, но имя ее - пока секрет.

"Yтро": Наталья Сергеевна, и какая она, ваша Герда?

Наталья Бондарчук: Честная и бесстрашная. Она может за себя постоять и обладает чувством социальной справедливости. Ей не безразличны судьбы других людей. Она сильная, она умеет отличить настоящее от подделки. Я написала оригинальный сценарий по мотивам Андерсена, и сделала это с учетом современных реалий.

"Y": 3D - это тоже дань моде?

Н.Б.: Скорее, желание освоить новые технологии. Киносказка должна быть зрелищной, и нужно использовать все возможности, чтобы сделать ее более яркой и увлекательной.

"Y": Пока подобные попытки не увенчались успехом. Все российские 3D-проекты проваливались в прокате. Вас это не смущает?

Н.Б.: Смущает. Меня вообще смущает многое из того, что происходит в отечественном кино, но это ведь не значит, что не надо даже пытаться что-либо делать. Сидеть сложа руки - это, согласитесь, не лучший способ как-то изменить ситуацию.

"Y": Ваше решение стать президентом Международного фестиваля детского анимационного кино "Золотая рыбка" - тоже попытка что-то изменить?

Н.Б.: Да, я согласилась на предложение продюсера фестиваля Виктории Лукиной, потому что меня удручает ситуация с детским, в том числе, и с анимационным, кино. Мне кажется, что подобный, единственный в стране, фестиваль детского анимационного кино – дело крайне важное. И если взяться за дело по-настоящему, он может серьезно поддержать тех, кто пытается делать подобное кино, облегчить им путь к зрителю. По крайней мере, сделать так, чтобы дети его увидели. Ведь ни для кого не секрет, что мультфильмы - зачастую, очень хорошие - не доходят до своего адресата. Это раньше дети знали наизусть "Ну, погоди!" и "Серую шейку", "Голубой вагон" и "Чебурашку", а сейчас ни кинотеатры, ни телевидение не спешат показывать отечественную анимацию.

"Y": Нет, ну, почему же? Первый канал, например, показывает мультики - в 6 часов утра.

Н.Б.: Вот-вот. Покажите мне ту безумную маму, которая поднимет ребенка в 6 утра для того, чтобы он посмотрел мультик. Поэтому современные дети не видят ни "Гору самоцветов" - замечательный проект студии "Пилот", ни тех прекрасных работ, которые, например, были на нашем фестивале. "Ягодный пирог" Елены Черновой, "Воробей, который умел держать слово" Дмитрия Геллера, "Еще раз", получивший Гран-при. Увидеть их можно увидеть либо на взрослых кинофестивалях, где мультфильмы тоже показывают по остаточному принципу (основное время отдано полному метру), либо на нашей "Золотой рыбке".

"Y": Может, стоит попробовать как-то повлиять на руководство телеканалов? Например, написать открытое письмо Константину Эрнсту? Тем более у аниматоров уже есть положительный опыт - вот написали Владимиру Путину о плачевном состоянии "Союзмультфильма", и тот любезно вернул студии права на ее же коллекцию и пообещал дополнительное финансирование. Может, и Эрнст согласится показывать мультфильмы не в шесть, а, скажем, в десять утра?

Н.Б.: Может, и надо написать, почему нет? На самом деле мы обсуждали на "Золотой Рыбке" эту проблему - можно ли как-то договориться с телеканалами. Телепродюсеры в личных беседах честно признаются, что ставить мультфильмы в прайм-тайм невыгодно. Ведь, по закону о рекламе, в детские программы нельзя вставлять рекламу. С другой стороны, существует закон, согласно которому на государственном канале должно быть не менее 15% детского вещания. Вот телевизионщики и выкручиваются: ставят мультик в 6 утра. Вроде бы и детское вещание есть, и драгоценный рекламный прайм-тайм не потерян. Самое простое - отменить этот закон. В конце концов, в мультфильмах можно показывать детскую, адресную рекламу. Как это делается во всем мире, где, например, во время мультфильмов идет реклама игрушек. В общем, всеми этими вопросами надо серьезно заниматься. Пока же отношения анимации и телевидения складываются непросто.

"Y": Наши кинематографисты, в том числе и аниматоры, любят пожаловаться на жизнь. В том числе, на нехватку денег - именно этим они часто объясняют отсутствие качественных фильмов. Однако, несмотря на то что в большом кино финансирование заметно увеличилось, хороших картин больше не стало. А на деньги Минкульта и Фонда кино зачастую снимаются какие-то абсолютно невнятные картины, которые не привлекают, а, скорее, отпугивают зрителей. Чем, по-вашему, это можно объяснить?

Н.Б.: Тем, что деньги распределяют каким-то странным образом. В советское время было как? Государство не просто бездумно отдавало деньги - вот, на тебе, возьми, сними, что хочешь. Был серьезный конкурс. Настоящий, творческий. Режиссер должен был доказать, что он имеет право на реализацию своего замысла. Да и потом, когда фильм уже был произведен, его не кидали на произвол судьбы. Я не идеализирую то время, тогда тоже не все было идеально, было много разного. Например, "Солярис" после Каннского фестиваля получил лишь вторую категорию. А "Женитьба Бальзаминова" - тоже, на мой взгляд, одна из лучших российских картин, - только третью! Были свои сложности и интриги. Но у людей хотя бы была ответственность за то, что они сделали. Не будем скрывать, что в недавнем прошлом распределение государственной поддержки было определено заранее между известными лицами. Надеюсь, сейчас, с приходом нового руководителя департамента кино, все будет иначе.

"Y": То есть вы с оптимизмом смотрите в будущее российского кино?

Н.Б.: Да, я считаю, ситуация может измениться. Но для этого мы все - и государство, и сами кинематографисты - искренне должны этого хотеть. В первую очередь, повернуться лицом к зрителю. Сейчас ему предлагают либо то, что принято называть коммерческим кино - как правило, пустое и бессмысленное. Либо так называемое авторское - эдакое оголтелое самовыражение, зачастую не подкрепленное ни мастерством, ни внятной жизненной позицией. Ни то, ни другое пока не привлекло зрителей. Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Потому что у нас есть мощные творческие силы, огромное художественное наследие, прекрасная литература и драматургия. И зритель от нас ждет тонких, духовных, душевных фильмов. При этом идущих в ногу со временем, а значит, с применением новых технологий. Безусловно, детский кинематограф нуждается в поддержке и государственных структур, и тех людей, для которых судьба наших детей и страны в целом не безразлична.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей