Религиозный правеж

Накануне инаугурации стоило ожидать разного рода провокаций со стороны "враждебных сил". Но молебен перед соборным храмом, да еще в день рождения основателя советского государства, отогнал либеральных демонов. И беда пришла с неожиданной стороны


ФОТО: Рен-ТВ



Накануне инаугурации свежеизбранного президента стоило ожидать разного рода провокаций со стороны "враждебных сил". Но молебен перед соборным храмом, да еще в день рождения основателя советского государства, отогнал либеральных демонов. И беда пришла с неожиданной стороны.

Некто Дагир Хасавов, адвокат, как утверждает его сын, с огромным стажем практической работы и портфолио выигранных дел, которые сложно отыскать у любого другого адвоката в нашей стране, совершил то ли акт профессионального самоубийства, то ли был настолько неправильно понят, что действительно возникает впечатление, будто его слова вырваны из контекста. На сегодня понятно одно - пока автор столь радикальной позиции не прояснит суть дела, ему грозит серьезное преследование, вплоть до уголовного, как минимум по статье 280 УК РФ.

Не будем вдаваться в конспирологические теории, тем более что конфликт только зреет и, скорее всего, его продолжение будет громким. Тем не менее ясно, что некие заинтересованные лица (не важно, накануне вступления Путина в президентство или просто в связи с появлением соответствующих настроений в социуме) решили выразить отношение к резко обострившийся религиозной проблеме в нашей стране.

Все наиболее яркие конфликты последних месяцев так или иначе затрагивают вопросы, долгое время (почти век) остававшиеся неразрешенными. Россия из семидесятилетнего царства госатеизма бросилась в омут разного рода госрелигиозности. С конца 1980-х почти десять лет в этой сфере наблюдался разброд и шатание. Но с окончанием чеченского конфликта, особенно с приходом в Кремль нового начальства, безобразия постепенно прекратились. Сектантов всех мастей и религий прижали к ногтю.

В Москве воцарилась тишь да благодать - у руля встал новый Патриарх, все высшие госчиновники оказались глубоко верующими людьми, выстаивающими на Рождество и Пасху праздничные службы в храме Христа Спасителя. Фактически православие стало государственной религией, о чем свидетельствует совершенно несоразмерное проступку наказание участниц панк-группы Pussy Riot, в особенности попытками со всех сторон обвинить их в "богохульстве" и "кощунстве".

Однако с представителями второй по величине традиционной религии в России возникли некоторые, причем весьма серьезные проблемы. Дело в том, что, в отличие от христианства, где для исповедания и практической принадлежности к той или иной конфессии необходимо соблюдать определенные правила, в исламском мире дело обстоит иным образом.

Слово "мусульманин" во многих странах является этнической идентификацией, и даже если человек не принадлежит к числу активно верующих, очень редки случаи полного отрыва урожденного мусульманина от традиционных корней. Тотальная борьба с религией в советские годы сильно ударила в том числе и по мусульманским регионам, но последствия этого невозможно сравнить с полным расцерковлением советского народа.

Это легко объяснить хотя бы тем обстоятельством, что в исламе религиозная жизнь не концентрируется только вокруг здания и службы, а мусульманские проповедники, муллы и имамы лишь очень условно могут быть отнесены к числу духовенства в христианском смысле. Поэтому физическое уничтожение большевиками духовного сословия и почти полное разрушение православных церквей нанесло непоправимый ущерб православию, но не так сильно затронуло исламскую умму в тот же период.

Однако в исламе тоже существуют конфессии, их гораздо меньше, чем в христианстве - в основном, мы слышим о конфликтующих до сих пор на Востоке суннитах и шиитах, но тем не менее одним из важных ответвлений в мусульманском вероучении является так называемый салафитский ислам.

У нас чаще всего его путают с более узким термином - ваххабизм. В России в результате войны на Северном Кавказе это определение получило резко негативную окраску, хотя в Саудовской Аравии и некоторых других исламских странах это течение является официальной религией (не отделенной от государства).

К сожалению, в среде выходцев тех самых стран, где реально действуют законы шариата, часто формировались самые одиозные и террористические идеи. Не избежала этой участи и Чечня периода обеих войн за независимость, почему сегодня любое упоминание о шариатской практике, сопровождавшейся казнями без суда и следствия (в светском понимании) вызывают ужас.

Но, если смотреть не на историю вопроса, а на реальное положение дел, станет очевидно, что адвокат Хасавов просто-напросто озвучил ту же самую идею, что в последние годы проталкивает духовный лидер РПЦ.

Если Россия светское государство, почему его лидеры стоят со свечками у алтаря? Почему вводится чуть ли не "Закон Божий" в качестве предмета в школе? За что людей, забравшихся на амвон и сделавших там пару танцевальных па, содержат в тюрьме? Почему тысячи полицейских охраняют какой-то религиозный митинг?

Один из главных аргументов, когда речь заходит о "панк-молебне" в храме Христа Спасителя, вернее самый распространенный - попробовали бы девушки то же самое сделать в мечети. Предполагается, что там бы их разорвали на куски?! Но, помилуйте, в исламе ни одной женщине не придет такое в голову. Почему же христианки должны лезть в среду, где женщины имеют совершенно иной статус? Зачем им идти в мечеть и что-то там пробовать?

Так вот, если вернуться к словам адвоката, он озвучил ту же самую идею, что и Патриарх Кирилл. Подтверждение тому – выступление протоиерея Всеволода Чаплина с поддержкой мнения, что религиозный человек имеет право на религиозный суд. Если всем "урожденным православными" в России теперь можно претендовать на иной, отличный от светского, подход к закону, то почему нельзя мусульманам? Оставим сильные выражения про "кровь на улицах". По сути, у нас равенство или всех перед светским правом, или христианам свои церковные суды, мусульманам свои. Адвокат всего лишь выразил мысль, что мусульмане - точно такие же граждане страны, как и христиане.

К тому же стоит учесть, что православных, готовых идти в церковь на правеж - единицы, и если бы такие были, им бы пришлось создавать особое гетто. И совсем иная ситуация у адептов пророка. Боюсь, что готовых довериться шариатскому суду среди них если и не подавляющее большинство, то, во всяком случае, несопоставимо больший процент. И это вполне может служить очагом тлеющего раздражения среди огромной части выходцев из традиционной среды, мощным потоком хлынувших из бывших советских республик в Россию.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей