Государство спасет частный капитал

В мировой практике механизм ГПЧ успешно используется уже более 20 лет, однако в России пока работает со скрипом. Одна из главных проблем – отсутствие единой нормативной базы


Фото: ИТАР-ТАСС



В попытке оживить затухающую российскую экономику руководители государства выбрали традиционный путь развития масштабных инфраструктурных проектов. Но на этом пути возникло досадное препятствие – недостаток денег в казне, и без того изрядно обремененной социальными и оборонными расходами. Спасение видится в привлечении частного капитала за счет механизмов государственно-частного партнерства.

В мировой практике этот инструмент успешно используется уже более 20 лет, особенно в строительстве автомобильных и железнодорожных магистралей. Однако в России пока работает со скрипом: за десять лет реализовано всего несколько десятков проектов, в ряде регионов их нет вообще.

Почему? Ответ на этот вопрос ищут участники конференции "Российская неделя ГЧП", проходящей в Москве в эти дни. Организаторы – Центр развития ГЧП, Торгово-промышленная палата (ТПП) и газета "Ведомости" – рассчитывают создать регулярную федеральную дискуссионную площадку для взаимодействия представителей власти и бизнеса, заинтересованных в продвижении таких проектов.

Пока их явно недостаточно, считают участники мероприятия. Впрочем, вала проектов никто и не ждал, отметил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев, это лишь один из возможных способов привлечения инвестиций, причем не самый простой. Создание инфраструктуры – процесс длительный, рассчитанный на десятилетия, быстрого возврата вложенных средств никто не обещает, а риски довольно высоки.

Понятно, что найти инвестора при таких условиях – задача в принципе нетривиальная, а уж в России – и подавно. "Государство не доверяет инвестору, опасается, что будет нецелевое использование объекта или хищение средств; инвестор боится, что на него возложат дополнительные обязательства и не вернут потраченные средства", – живописует взаимоотношения потенциальных партнеров замминистра экономического развития Сергей Беляков.

Примирить их и создать систему, гарантирующую безопасность обеих сторон, призван закон о ГЧП, проект которого вот уже год ожидает второго чтения в Госдуме. По словам некоторых экспертов, за это время документ изменился столь ощутимо, что уже возникают сомнения в целесообразности его принятия в таком виде. Однако без закона все равно не обойтись, парируют оппоненты.

Отсутствие единой нормативной базы – одна из главных проблем в процессе внедрения института ГЧП в России. "На сегодняшний день эта деятельность законом не то что даже не предусмотрена, а почти что запрещается", – сетует заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев. В России существует законодательное ограничение перечня возможных форм взаимодействия государства и частного инвестора, а также нет единого профильного ведомства, осуществляющего регулирование в сфере ГЧП.

В результате чиновники сильно страдают от чрезмерной активности правоохранительных органов, с подозрением относящихся к подобным проектам. Особенно это касается регионов. По словам представителя администрации Екатеринбурга, в прошлом году правоохранительные органы проверяли ее более 5,5 тыс. раз. Некоторым муниципалитетам удалось договориться с силовыми структурами об экспертизе проектов ГЧП еще на этапе их подготовки, но это – далеко не блестящее решение проблемы и картины, в целом, все равно не меняет. Чиновникам в регионах проще отказаться от участия в подобных "авантюрах", отдав предпочтение менее эффективному, но более привычному и безопасному бюджетному финансированию.

Бизнес, в свою очередь, не чувствует себя защищенным в таких условиях. По данным социологических исследований, проведенных по заказу Торгово-промышленной палаты, интерес к ГЧП велик, но 92% опрошенных считают, что существующий механизм недостаточно эффективен. "Из-за несовершенства законодательной базы бизнес боится идти в регионы, потому что опасается малого дохода и высоких рисков", – говорит президент ТПП Сергей Катырин.

И все же, несмотря на очевидные трудности, институт ГЧП в России постепенно развивается. Уже есть положительный опыт, напомнил в ходе одного из круглых столов начальник управления транспорта и связи Минэкономразвития Василий Шипилов. Это создание платных автодорог, ЦКАД, развитие аэропортовой инфраструктуры (в частности, терминальный комплекс "Пулково"). "Перспективы ГЧП, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, нам видятся крайне светлыми, – полон оптимизма представитель МЭР. – Потому что инфраструктура – это, прежде всего, мощный импульс развития экономики, она обеспечивает товарооборот и развитие внутреннего производства для строительства инфраструктурных объектов". По словам Шипилова, в проектах ГЧП министерство хотело бы видеть по большей части отечественных инвесторов, однако и иностранных тоже приветствует.

Выбор читателей