Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: globallookpress © |
По данным РБК, которому удалось ознакомиться с окончательным вариантом макропрогноза МЭР, в следующем году, в случае развития самого неблагоприятного сценария, экономический рост в России упадет на 0,6%, а цены, наоборот, вырастут на 7,6%. Что же касается среднегодового курса доллара, то он составит 40 рублей.
Также, по критическому сценарию, среднегодовая цена на нефть Urals в 2015 г. снизится до $91 за баррель с последующей стабилизацией на уровне $90 в 2016 - 2017 годах. Предполагается, что упадут цены и на других сырьевых рынках. В результате экспортные доходы страны в 2015 - 2017 гг. сократятся на $36 - 45 млрд в год по сравнению с базовым прогнозом, исходя из которого верстается бюджет.
Впрочем, власти РФ считают, что подобный критический сценарий вряд ли будет реализован. Напротив, они полагают, что геополитическая напряженность, приведшая к нынешнему кризису, будет снижаться. И это, по мнению источника РБК в правительстве, "позволит России вернуться как на международные рынки капитала, так и в принципе снизить те секторальные санкции, которые были введены против ТЭКа, компаний "оборонки" и машиностроительного сектора". Но "понятно, что мы должны также рассматривать сценарий, который будет учитывать ухудшения этих условий", - говорит собеседник агентства.
Будет реализован "критический" сценарий на деле или нет, покажет время. Однако сам факт, что такие варианты рассматриваются, говорит, что правительственные эксперты не исключают и такого развития событий.
В этом случае бросается в глаза особо выраженный пессимизм МЭР, по сравнению с тем же Банком России. Так, если у ЦБ предполагается, что, несмотря ни на что, в 2015-м и последующие годы экономика РФ будет не падать, а расти на 0,5%, а инфляция составит 7,5%. Почему, при практически равных прогнозах инфляции, МЭР и ЦБ так сильно расходятся в прогнозах не только значений экономического роста, но и его направления, не известно.
Очевидно, что в МЭР особое значение придают мировым ценам на нефть и фактически указывают на то, что зависимость от нее российской экономики носит критический характер.
Однако в этом случае, учитывая современную динамику нефтяного рынка, можно сказать, что вероятность реализации критического сценария Минэкономразвития гораздо выше, чем об этом говорят чиновники. Признаки разворота тренда на нефтяном рынке кажутся все более отчетливыми.
В связи с чем впадение экономики страны в критический сценарий может оказаться реальным даже без учета геополитических факторов. Если же они действительно будут иметь место, то несколько лет рецессии и стагфляции стране фактически гарантированы.
С другой стороны, разворот тренда на нефтяном рынке пока сложно назвать неизбежным. Хотя бы потому, что в высоких нефтяных ценах заинтересованы США, намеривающиеся выйти на мировой рынок со своей сланцевой нефтью. Себестоимость добычи такой нефти достаточно высока, в связи с чем рентабельной она может быть только при высоких (близких к текущим уровням) мировых ценах.
Одним из немногих способов искусственного удержания нефтяных цен на высоком уровне является поддержание военно-политической напряженности на Ближнем Востоке. Учитывая активизировавшееся наступление "Исламского государства*" (ИГ*), военный фактор еще долго будет оказывать свое влияние на рынок. Если Запад ввяжется в полноценную войну с ИГ, проблема снижения нефтяных цен на какое-то время просто перестанет существовать.
В этом случае реализация "критических" сценариев может оказаться отложенной. Однако не стоит также забывать, что приведенные сценарии предполагают, что экономика и дальше будет развиваться в рамках привычной сырьевой модели. По всей видимости, так оно и будет, ибо перейти к новой экономической модели в сегодняшней ситуации практически невозможно.
* Организация запрещена на территории РФ
Инфляционное давление на народ усиливается
Украинские войска снова пытались бить по российской территории западным вооружением