На 68-м Каннском кинофестивале прошли премьеры

В самый разгар киносмотра на Лазурном Берегу еще рано прочить победу кому-то из участников - как правило, показ лучших фильмов откладывается на последние дни. Однако имеет смысл осветить несколько ярких премьер

В самый разгар 68-го Каннского кинофестиваля еще рано прочить победу кому-то из участников - как правило, показ лучших фильмов откладывают на последние дни. Однако имеет смысл осветить несколько ярких премьер киносмотра.

"С высоко поднятой головой", режиссер Эммануэль Беркот, Франция

В этом году выбор фильма открытия слегка разочаровал искушенных фестивальных зрителей. История трудного подростка, за судьбу которого борется ювенальная чиновница в исполнении Катрин Денев во многом вписывается в фестивальную традицию. Достаточно вспомнить прошлогодний фильм "Мамочка" Ксавье Долана о сложных отношениях неуправляемого тинейджера и его матери, или "Долю ангелов" Кена Лоуча о досрочно освобожденном юном хулигане, который пытается начать новую жизнь ради себя и своей беременной девушки.

Кроме того, тема защиты детей была раскрыта в фильме "Палиция" (ошибка допущена в оригинальном названии) режиссера Майвенн Ле Беско, повествующем буднях стражей закона, расследующих ювенальные преступления. Кстати, режиссер "С высокой поднятой головой" писала сценарий "Палиции".

Однако фильм, открывший нынешний Каннский кинофестиваль, по своим художественным качествам сильно уступает перечисленным предшественникам: там нет ни остроумных метафор Лоуча, ни кинематографических изысков Долана. Видимо, поэтому лента Эммануэль Беркот не вошла в число конкурсных картин.

Другая причина - очевидная фальшь, с которой нам показывают "идеальную" французскую ювенальную систему, где судьи пекутся о своих подопечных, не давая им загубить свои юные жизни. Скорее всего, именно такая патриотическая позиция авторов, вкупе с фамилией главной звезды, и обеспечила картине почетное место в финале церемонии открытия.

"Сказка сказок", режиссер Маттео Гарроне, Италия

Одним из первых показанных на фестивале конкурсных фильмов стала экранизация сказок Джамбаттиста Базиле. Мало кто знает этого итальянца, издавшего в начале ХVII в. сборник крестьянского фольклора, мотивами которого воспользовались всем известные сказочники братья Гримм и Шарль Перро.

Автор предварил книгу словами "Забава для малых ребят", но нынешние родители побоялись бы читать такие рассказы своим чадам на ночь. Задачей вышеупомянутых авторов как раз была адаптация жестоких и местами непристойных историй для детской аудитории.

Характер средневековых сказок в полной мере отразился в фильме Маттео Гарроне: там есть и развратный король, соблазнивший простолюдинку, и заживо освежеванная крестьянка, и кровожадный огр, голыми рукам перебивший целую семью бродячих циркачей. В трех сказках, соединенных в фильм, можно найти нечто общее: в каждой есть герой-выскочка, претендующий на то, что ему не принадлежит, которого в конце концов ждет жестокое наказание.

Для постановки этого торжества житейской справедливости были приглашены актеры первой величины - Сальма Хаек, Винсент Кассель и юная звезда фильма "Нимфоманка" Стейси Мартин. Однако ни великолепный актерский состав, ни блестящая работа художников, создавших антураж сказочных королевств, не смогли замаскировать недоработки сценаристов, кое-как слепивших сюжет из трех независимых историй.

Шансы на фестивальные призы у "Сказки сказок" не велики, но успех у широкой зрительской аудитории ей обеспечен. Видимо, на это и рассчитывал итальянец Маттео Гарроне, когда брался за фильм на английском языке с голливудскими звездами в главных ролях.

"Лобстер", режиссер Йоргос Лантимос, Греция, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция

Летна греческого режиссера - еще одни пример копродукции, ставшей своеобразным трендом нынешнего Каннского фестиваля. Главные роли в этой англоязычной картине исполнили всемирно известные звезды Рейчел Вайз и Колин Фаррелл.

Фильм "Лобстер" - это остроумная антиутопия о насилии общества над личностью. Главного героя бросает жена, и он вынужден переехать в специальный отель для одиноких, где за 45 дней обязан найти себе пару. Если не справится, его превратят в животное и выпустят на волю в ближайший лес.

Перед заселением в отель у каждого гостя заранее уточняют, каким животным он хотел бы стать в случае неудачи. Наш герой выбирает крупное морское ракообразное - отсюда и название фильма.

Картина переполнена забавными деталями, отражающими обыденные нормы и правила, вполне себе действующие, но доведенные сценаристами до абсурда. Персонал отеля неустанно рассказывает заселившимся, как ужасно быть одиночкой и как хорошо жить в паре. Если постояльцы не слишком активно ухаживают за соседями, или, не дай бог, хотят обманом привлечь партнера или вступить в кем-то в "фиктивный" роман - их ждет жестокое наказание.

Не выдержав этой тирании обязательной любви, герой скрывается в лесу, где находит приют среди других беглых одиночек. Казалось бы, теперь он обрел свободу. Но все не так просто: у беглецов есть свои правила, которым тоже надо соответствовать.

Конечно, лобстер - не случайный выбор. Те, кто знаком с процедурой приготовления ракообразных, знают: их опускают в кипяток живыми - отчего они краснеют - и варят до готовности. Герой фильма Йоргоса Лантимоса перемещается из одной "кастрюли" в другую с неизменным результатом.

Грека стоит похвалить за тонкое чувство юмора, никак не снижающее драматизм происходящего. Есть все основания полагать, что это качество может понравиться братьям Коен, возглавляющим каннское жюри в этом году.

Выбор читателей