Арабы не ждут особых перемен в связи с уходом Шарона

        Уход израильского премьер-министра Ариэля Шарона из политики едва ли серьезно повлиет на развитие ближневосточного процесса, но может негативно отразиться на внутренней политике Израиля. Такое мнение ливанские политологи и представители палестинских движений. Они убеждены, что после обширного кровоизлияния в мозг премьер-министр Израиля вряд ли вернется в политику.

        "Его политическая жизнь кончилась", - считает ливанский политик, председатель "Народных комитетов и союзов" Маан Башур. По его мнению, уход Шарона отрицательно скажется на внутриполитической обстановке в Израиле и, прежде всего, негативно отразится на судьбе созданной им в ноябре прошлого года партии "Кадима". "При Шароне она пользовалась в Израиле большой популярностью. Опросы общественного мнения показывали, что она выйдет победителем на предстоящих в марте парламентских выборах. Но, принимая во внимание, что "Кадима" - это партия одного человека, вряд ли ее ждет успех в отсутствие Шарона. Опросы показали, что уже после первой перенесенной им операции партия потеряла 25% своих сторонников", - отметил Башур.
        В свою очередь член политбюро исламского движения ХАМАС Мухаммед Наззаль считает, что созданная Шароном партия вообще не имеет будущего. "Скорее всего, ее ждет развал. Большинство ее лидеров присоединились к Шарону в надежде на получение постов в новом правительстве", - сказал он.
        Однако ливанский политолог, автор нескольких книг по палестинской проблеме и арабо-израильским отношениям Имад Ризк более оптимистично смотрит на будущее нового шароновского политического образования даже в отсутствие его основателя. "Не исключено, что израильское общество даст все-таки этой партии шанс на существование, и после некоторой перестройки, подпитываемая изначально вложенными в нее идеями Шарона, она все же будет достойно представлена на израильской политической арене", - полагает он.
        "С уходом сильного лидера, которым, безусловно, являлся Шарон, усилится радикализм в израильской политике, тем более, накануне выборов. Возрастет давление на палестинцев, еще выше поднимется уровень насилия. В борьбе за лидерство израильские лидеры будут пытаться укрепить свои позиции за счет палестинцев", - убежден ливанский политик Башур. И хотя, по его мнению, ближневосточный мирный процесс в принципе продолжится, на какое-то время он будет заморожен.
        "Уход Шарона приведет к тому, что в Израиле будут перетасованы все политические карты, образованы новые альянсы и блоки. Возникнет определенный политический хаос. В этих условиях новые лидеры не смогут пойти на серьезные шаги, направленные к миру", - сказал Башур.
        Что касается Ближнего Востока в целом, то, как полагает член руководства движения ХАМАС Наззаль, уход Шарона принципиально не повлияет на политическую ситуацию в регионе. "Арабо-израильский конфликт длится уже более полувека. За это время в Израиле сменились многие лидеры, Шарон - не первый. Однако принципиальная политика сионизма в отношении палестинцев, палестинских земель не изменилась", - сказал он. В то же время, отметил Наззаль, "уход палача Сабры и Шатилы (название лагерей палестинских беженцев в Бейруте, где в ходе израильской оккупации в 1982 г. произошла массовая резня), человека, избравшего путь жестокого силового подавления палестинской интифады на оккупированных территориях, - событие, безусловно, знаковое".
        Мнение о том, что смена израильского премьера не способна оказать серьезное влияние на ход ближневосточного процесса и отдельно палестино-израильские отношения, поддерживает и политолог Имад Ризк. По его словам, израильскую внешнюю политику "определяет не человек, а система". "Премьер-министр - глава исполнительной власти, который реализует общие стратегические решения государства, преимущественно направленные на благо израильской экономики, разница лишь в тактике и приемах их осуществления", - отметил он.
        В то же время Ризк не согласен с лидерами некоторых палестинских движений, что уход Шарона - подарок для палестинцев. "Шарон - единственный израильский политик, который смог вывести часть еврейских поселений и начать движение к созданию палестинского государства, при этом избежав бури внутри израильского общества по этому вопросу, хотя, конечно, нельзя забывать, что на его руках кровь многих палестинцев", - заключил политолог.

Новости партнеров

Выбор читателей