Дневник вологодского крестьянина стал государственным раритетом

        В Вологде представили документы, значение которых, по мнению историков, очень велико. Записи простого крестьянина давно интересовали специалистов. События войны, мирная жизнь глазами очевидца. Личным дневникам присвоен статус государственного раритета.
        Дневники крестьянина Вологодской губернии Спасской волости едва помещаются в комнате. Тетради, амбарные книги и отдельные листы с записями — всего 77 томов. Первые заметки Николай Лагинменский сделал около ста лет назад, когда ему было 14 лет. В тетради он записал, как был шафером на деревенской свадьбе. С тех пор каждый день, до 86 лет, он описывал события своей жизни.
        Дочь Лагинменского Тамара — главная наследница и хранительница семейного архива. С 1915 г. в дневниках появляются более подробные записи: про большую семью и про хозяйство, об обучении в Земском училище и путешествии в Петербург, где на праздновании 300-летия дома Романовых Николай торговал вологодскими кружевами.
        Вот как Лагинменский описывает это событие: "Приехал государь с наследником — ехали в открытой карете. За ними в закрытой коляске ехали государыни. За ними — сотни казаков. Я стоял близко и видел, как туда и обратно проезжал государь. Люди приветствовали его криками "ура", размахивали платками и фуражками".
        Кружева — по копейке, лен — по пять копеек: торговые дела скрупулезно описаны рачительным хозяином. Тут же записи: когда проснулся, сколько стаканов чаю выпил, кого на улице встретил. Но большинство записей — о своей деревне Непотягово. В дневниках — это льняной край, славившийся кружевными мастерицами и большими маслобойнями.
        Деревня Непотягово, где родился Николай Лагинменский, теперь практически пригород Вологды. От деревянного дома большой крестьянской семьи сейчас ничего не осталось. Впрочем, как и от многого, о чем в своих дневниках писал вологодский архивариус.
        О семье Лагинменских здесь не помнят даже старожилы. На месте кружевной мастерской — панельный дом. Где стояла маслобойня — сельсовет. Не выращивают давно и лен. Мастерицы и умельцы остались в другой прошлой жизни.
        Империалистическая, Гражданская и Отечественная войны — все описано красными чернилами в 30 дневниках. Как в Первую мировую с немцами воевали, как Керенский приезжал агитатором на фронт. Дневники Николай привязывал к телу, чтобы не потерять.
        Почти вековая история хранится у Тамары Лагинменской в небольшой квартире в двух чемоданах. Дневники вологодского крестьянина с четырьмя классами образования признаны лучшими архивами России и внесены во всероссийский каталог.

Новости партнеров

Выбор читателей