Фильм-революция Сокурова

"Русский ковчег" Сокурова уникален трижды: это первый в истории кинематографа фильм, снятый на камеру "Sony Hi definition"; весь фильм снимался одним кадром; и, наконец, съемки проходили в Эрмитаже

Его фильм "Молох" (автор сценария Юрий Арабов) получил Пальмовую ветвь Каннского фестиваля за лучший сценарий в 1999 году; в 2001 году на смотринах в Канне побывал "Телец". А в данный момент ведутся переговоры о том, что новый проект Александра Сокурова "Русский ковчег" будет открывать Канны-2002.

"Русский ковчег" уникален трижды: это первый в истории кинематографа фильм, снятый на камеру "Sony Hi definition"; весь фильм снимался одним кадром; и, наконец, съемки проходили в Эрмитаже.

Помню, как я впервые пришла в Эрмитаж 12-летней девочкой. Стояла два часа в очереди на Дворцовой набережной и представляла дворец изнутри. Мне казалось, что он должен быть заполнен призраками коронованных особ и их придворных. То, что знакомо по историческим кинофильмам, – шорох платьев, тихая музыка, напудренные парики. Когда вошла, увидела лестницу – и начала фантазировать, воображая, как по ней поднимаются гости, приглашенные на бал. Так живо представила, что даже посторонилась, чтобы не наступить на шлейф проходящей мимо фрейлины, и тут наткнулась взглядом на табличку: "По этой лестнице 25 октября (7 ноября) 1917 года... большевики... разогнать... Временное правительство". За точность надписи не ручаюсь, но смысл был именно такой. Короче говоря, "я помню город Петроград в семнадцатом году, бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу". Эрмитаж никак не вязался в моем сознании с залпом "Авроры" и штурмом Зимнего. Это же совсем другая история... Так меня шокировали эти солдатские сапоги, топтавшие мраморную лестницу, что всю экскурсию я со страхом взирала на экспонаты, удивляясь, как это они сохранились, почему не разбиты, не растоптаны, не проданы.

Помню, как я первый раз посмотрела кино Александра Сокурова. Документальный черно-белый фильм "Московская элегия" о творчестве Андрея Тарковского. И столь органичной показалась мне монохромная гамма, сдержанность и тишайшая монотонная скорбь капающей из крана воды, что иначе я не могла представлять себе сокуровские фильмы. Просто не могла вообразить в его полотнах яркую цветовую палитру, резкую динамику или крик. Даже громкую музыку не решилась бы представить на "тихих страницах" Сокурова, только медленный перебор рояльных клавиш. Если бы мне сказали, что именно этот режиссер оживит эрмитажных призраков, устроит бал-маскарад в Зимнем дворце, – не поверила бы в жизни.

23 декабря все СМИ называли революционным в истории телевидения. В тот день президент РФ Владимир Путин отвечал в прямом эфире на вопросы всех желающих. "Беспрецедентное событие". В тот же день в Эрмитаже Александр Сокуров оживлял наше прошлое. На одном дыхании, одним планом, одним дублем, пренебрегая самым важным изобретением кинематографической техники – монтажом.

Оператором этой гениальной и безумной затеи стал Тильман Бюттнер ("Беги, Лола, беги"), который прошел полтора километра с уникальной камерой "стадикам" весом тридцать пять килограммов, не имея права ни на единую ошибку. Оператор боялся, что будут проблемы со светом – и они были. Бютнер опасался, что осветительный прибор попадет в кадр, но вместо этого камера попала в зону полной темноты. К съемкам приступали три раза. В первый раз подвели аккумуляторы, во второй – освещение. Но с третьего раза всё получилось.

Несколько цифр "Русского ковчега":
маршрут камеры пролегает по 36 залам, лестницам и переходам Эрмитажа;
общая длина пути – около 1500 метров;
время – 90 минут.
В кадре "Русского ковчега" появится:
актеров – 101;
актерской групповки – 280;
массовки – 481;
всего – 862 человека.
Изготовлено исторических костюмов по меркам – 360;
для изготовления костюмов закуплено:
галуна металлического золотого и серебряного – 2 км 183 м;
шнура аксельбантного золотого и серебряного – 3 км 935 м;
На заказ изготовлено исторических пуговиц пяти различных моделей – 6500 штук;
для грима закуплено: пудры – 3 ведра.

Режиссер предпочитает работать с теми актерами, чьи лица не узнаются на улицах. Самые узнаваемые персонажи – Леонид Мозговой, звезда двух последних сокуровских проектов, он сыграл роль соглядатая при главном герое – маркизе де Кюстене (Сергей Дрейден). Также в фильме заняты: Мария Кузнецова в роли Екатерины II, Максим Сергеев – Петр I, Владимир Баранов – Николай II, Анна Алексахина – императрица Александра Федоровна, и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в роли себя самого.

Сокуров говорил, что факт съемок – это лишь грунтовка холста, после часа "Ч" съемочную группу ждала еще гигантская работа по озвучанию. Залы Эрмитажа превратились в тон-студию – ателье "Ленфильма" не смогли бы воспроизвести акустические возможности дворца-музея. В Мариинском театре была записана Мазурка из оперы Глинки "Жизнь за царя" в исполнении оркестра под управлением Валерия Гергиева. В качестве авторского закадрового текста записаны три версии – в том числе и вариант, где историю российской культуры читает сам создатель "Русского ковчега" Александр Сокуров.

Премьерными зрителями скорее всего станут гости Каннского фестиваля, а на российских экранах "Русский ковчег" появится в качестве долгожданного подарка любимому городу – к 300-летию Санкт-Петербурга.

Читайте также

Выбор читателей