Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Настоящим эстетическим откровением для вашего обозревателя стала премьера балета "Весна священная" Игоря Стравинского, величайшего композитора ХХ века, чья судьба во многом перекликается с биографией Нуреева. Отчасти этой общностью и была оправдана постановка к юбилею танцовщика одного из самых известных балетных произведений Стравинского группой современного танца балета "Москва", представленная в начале недели на сцене столичного РАМТа.
Группа современного танца существует в русском камерном балетном театре "Москва" под управлением Николая Басина уже 10 лет, и нынешняя премьера, таким образом, дважды юбилейная. Автором же постановки стал французский хореограф Режис Обадиа. Иностранцы уже ставили с этим коллективом спектакли, номинировавшиеся на самые престижные премии. Китаянка Вань Су поставила радужную мозаику "Откуда и куда", а голландец Пол Нортон сложил, как оригами, свой "В-З-Л-О-М" – кстати, показанный в первом отделении юбилейных спектаклей балета "Москва".
Но о самом действии чуть позже. Предыстория постановки "Весны священной", где хореографом и сценографом выступил француз, такова. Директор театра Николай Басин предложил культовому хореографу Режису Обадиа постановку знаменитого языческого действа на музыку Стравинского. До сих пор в течение многих лет Обадиа руководил Центром современной хореографии в Анже (вместе с Жоэль Бувье), где выпускал по спектаклю в год, преподавал и снимал фильмы. Потом Обадиа женился на нашей соотечественнице и окончательно прикипел к русской культуре. Более удачное стечение обстоятельств для руководства камерного балета "Москва" трудно было придумать, и Николай Басин не упустил возможности залучить знатного гостя в свои сети, сделав ему соответствующее предложение – поставить "Весну священную" для своей труппы.
Постановка была вынесена на суд взыскательной публики 17 и 18 марта 2003 года в помещении Российского академического молодежного театра, что на Театральной площади. И я рад, что оказался одним из многочисленных зрителей этого спектакля.
В первом отделении вечера был показан прошлогодний лауреат премии "Золотая маска" камерный балет "В-З-Л-О-М" (The Rouge Tool), где хореография, свет, костюмы и бутафория выполнены одним из самых популярных молодых хореографов Европы Полом Селвином Нортоном (Нидерланды). Выбор этого балета в первом акте был вовсе не случаен, поскольку эстетически он во многом перекликается с постановкой Обадиа.
По реакции зрительного зала мне показалось, что если б даже в этот вечер на сцене был только "В-З-Л-О-М", впечатлений от спектакля хватило бы с лихвой. Но во втором отделении публику ждало новое эстетическое откровение, если и не затмившее собой балет Нортона, то, во всяком случае, столь качественно его оттенившее, что впечатления первого отделения были перекрыты.
Что ж такого сделал Обадиа? Как и было обещано еще в начале репетиций, француз (по его собственному признанию, вдохновленный творчеством Тарковского) придал балету черты апокалиптического видения, применив эстетику этого мэтра еще и в декорациях: на полу лежит ковер, посыпанный черным песком, которого до поры не видно; задник сцены представляет собой металлическую стену, в которую вделаны скобы, – напоминает нечто вроде тренировочного стенда для скалолазов.
Десятка исполнителей (5 на 5) почти не изменилась, хотя у Романа Андрейкина в этом балете другая партнерша – Анжелика Шевченко. Блистательная техника, безупречная пластика, актерская самоотдача позволяют говорить об этих танцорах как о звездах камерного балета, о котором, к сожалению, мы не так часто слышим.
На самом деле, с поэтикой Тарковского связать это действо труднее, чем, скажем, с идеей знаменитого фильма Алана Паркера "The Wall", но гениальная разрушительно-трагическая музыка Стравинского оставляет для приставки "пост" совсем немного места.
"Весна священная" от Режиса Обадиа – это, вне всякого сомнения, чистый постмодерн. Но чем хорош современный театр: сценическое действо может развиваться как угодно, а партитура классического произведения очерчивает строгие рамки академичности. Получившийся густой бульон танцевального постмодерна и музыкального, ставшего уже классикой, авангарда оставляет огромный простор для фантазии. Музыкальный ряд ни на секунду не выпускает героев из своих объятий. Мощный сплав оригинальной современной эстетики и великой музыки Стравинского учащает пульс не только исполнителей, но и публики.
Искушения поставить эту вещь в свое время не избежали Бежар, Ноймайер и Эк, и профессионалам и балетоманам есть с чем сравнивать, но представленная на суд трактовка Обадиа впечатляет.
Встреченный бурными овациями постановщик, как мне показалось, даже не ожидал такого приема. Небольшая сцена была завалена цветами, зрители стоя аплодировали труппе и долго не отпускали солистов.
Думаю, те, кому еще предстоит увидеть этот спектакль, посмотрев его, согласятся – у современного русского балета более чем убедительная перспектива, когда за дело берутся профессионалы такого уровня. Русские и французы.
Следующий спектакль "Весна священная" - 22 апреля на сцене РАМТа.
Ситуация может еще больше обостриться