Не всё то безупречно, что проштамповано

Создать идеальный продукт, отвечающий всем экологическим требованиям, – сегодня дело почти нереальное. Поэтому к экомаркировке следует относиться не то чтобы со скептицизмом, но, по крайней мере, без излишнего восторга




В странах развитого капитализма идеи охраны окружающей среды жутко популярны и, как следствие, коммерчески весьма успешны. Продать в Европе что-нибудь, не обставленное экологическими гарантиями, практически невозможно. О таких гарантиях покупатель узнает по специальным значкам на упаковке, ярлычке или этикетке – их-то и называют экологической маркировкой. С точки зрения продавца, это обычный рекламный лейбл, потенциал которого напрямую зависит от наглядности, запоминаемости и "раскрутки". Многие экомарки приняты на международном или национальном уровне, но встречаются и собственные знаки конкретных компаний, характеризующие, как правило, какие-то простые параметры. Нередко осознание важности присутствия модного лейбла для продвижения продукции толкает производителей (особенно мелкие фирмы из не очень развитых стран) к незаконному применению маркировки – например, ярлык типа "экологически чистый" приклеивается на товар просто "от балды" либо заимствуется чей-то чужой, хорошо "раскрученный" знак. Подобного рода подлог может обернуться конфузом. Так, российские горе-бизнесмены зачастую проставляют на своей продукции немецкую "Зеленую точку" ("Der Grune Punkt"), полагая, видимо, что она означает экологичность товара. На самом же деле это марка оплаты переработки отходов фирмой-производителем в Германии – в России она по определению вообще не имеет никакого смысла.

Оценкой и маркировкой продукции по сложным критериям или их наборам занимаются специально созданные организации – в основном коммерческие (хотя весьма часто – при участии некоммерческих экологических организаций и госструктур). Товаропроизводители платят им за проведение экспертизы и за право маркировки своей продукции соответствующими символами. Кроме добровольной, существует и обязательная государственная экологическая маркировка, но она обычно касается специфических сфер, за пределами коих ее эффективность, как показывает опыт, ограничена. Для разработки экологических стандартов, включая маркировку продукции, предпринимаются усилия и на межправительственном уровне, в частности, по развитию системы международной сертификации ISO-14000 (российский аналог – ГОСТ Р ИСО 14000). Такие стандарты служат основой для совершенствования национальных законодательств в этой области и для добровольной экологической маркировки.

По миру уже ходит огромное количество экологических марок, и с каждым днем их число только растет, так что без некоторой систематизации тут не обойтись. Обычно выделяют четыре большие группы знаков. Первую группу составляют те, что информируют о степени экологической безопасности продукта или его упаковки для человека и окружающей среды. Наиболее известные из них – Знак единой экомаркировки Евросоюза (цветок с бутоном в виде звезд флага ЕС и перевернутым "Э" в центре), "Голубой ангел" (Германия), "Белый лебедь" (скандинавские страны), "Эко-знак" (Япония), "Экологический выбор" (Канада). Сюда же следует отнести и такие марки, как "изготовлено из природных материалов", "выращено без применения пестицидов", "не вызывает разрушения озонового слоя" и т.д.

Второй тип объединяет знаки, обозначающие изделия, подлежащие или полученные в результате вторичной переработки (маркируются, разумеется, не только товары, но и контейнеры для сбора мусора). Самая, пожалуй, знаменитая марка данного типа – уже упоминавшаяся "Зеленая точка". Ее применение регламентируется так называемой "Дуальной системой", внедренной более чем в десяти странах Евросоюза. Весьма широкое распространение получила также маркировка в виде последовательно соединенных стрелок, образующих треугольник и символизирующих как раз "замкнутый цикл" (производство – потребление – утилизация), то есть многократную переработку или даже бесконечное использование отдельных материалов. Эти материалы (бумага, металлы, пластмассы и т.д.) обозначаются цифрами или латинскими буквами. Кроме того, встречаются марки, указывающие, что сам продукт полностью либо частично произведен из вторичного сырья. Скажем, в США такая марка широко применяется для печатной продукции ("Printed on recycled paper"). На упаковке товаров, произведенных в странах ЕС, можно увидеть кружочек в виде замкнутой стрелки – цифра у ее наконечника обозначает процент использованного вторсырья. Зачастую, однако, маркировка "продукт переработки" подобного пояснения не содержит, поскольку такой процент может быть крайне мал.

Третья группа экологических марок – это своего рода социальная реклама, призывающая выбрасывать мусор куда положено и вообще беречь флору и фауну. Знаки четвертой группы предупреждают об опасности тех или иных предметов – например, знак ЕС "Опасно для окружающей среды" (мертвая рыба, выброшенная на берег с одиноко стоящим высохшим деревом).

Существуют также экомарки, не укладывающиеся в приведенную классификацию. Так, на многих товарах можно встретить изображение панды – знак Всемирного фонда дикой природы (WWF). Использовать данную символику можно только с согласия WWF, однако ее наличие на этикетке ровным счетом ничего не говорит об экологичности самого изделия. На Западе экологическая культура и образование считаются вопросом престижа. Любая компания может попытаться улучшить свой имидж, в частности за счет маркировки, свидетельствующей о внедрении системы экологического менеджмента ISO 14001:1996, что также не имеет прямого отношения к свойствам выпускаемой продукции.

Создать идеальный продукт, отвечающий всем экологическим требованиям, причем на каждой стадии – от производства до утилизации, – дело почти нереальное, во всяком случае сегодня. Поэтому к экомаркировке нужно относиться не то чтобы со скептицизмом, но, по крайней мере, без излишнего восторга. Даже за такой, казалось бы, общей формулировкой как "экологически чистый продукт" стоит обычно не так уж много. Максимум, что она может гарантировать, – это соответствие товара определенным стандартам, то есть непревышение в нем допустимой концентрации вредных веществ. Если речь идет о продуктах питания, то это может быть неприменение токсичных соединений или методов генной инженерии. Нередко маркировка, символизирующая "экологичность продукта", вообще применяется к предметам априори небезопасным; в данном случае марка указывает лишь на относительные преимущества в сравнении с аналогами.

Нельзя забывать и о том, что наука не стоит на месте: то, что еще вчера считалось допустимым, сегодня признается ужасно вредным. При этом исследователь сталкивается с комбинацией ингредиентов, негативное воздействие каждого из которых может быть разноплановым. Всякий анализ имеет законное право на погрешность, но чем больше параметров, тем суммарное отклонение значительней – делать выводы общего характера в таких условиях крайне затруднительно. Однако магия простых и понятных слов и столь желанных обещаний действует на покупателя непреодолимо, и соблазн велик. Учитывая это, правительство Канады даже запретило использование формулировок типа "экологически чистый" или "дружественный к окружающей среде" как слишком расплывчатых и требующих дополнительных пояснений; ограничения коснулись также маркировок, гарантирующих отсутствие в продукте определенных элементов.

Российским законодательством, в частности ГОСТами Р 51121-97 (непродовольственные товары) и Р 51074-97 (пищевые продукты) именовать товар экологически чистым не возбраняется (при определенных условиях). Впрочем, развитая система экомаркировки в России пока отсутствует. Действует, правда, Система обязательной сертификации по экологическим требованиям (ее знак – жирное Э в кружочке), а также целый ряд добровольных систем, однако по-прежнему чаще всего с экомаркировкой россиянин сталкивается, покупая импортную продукцию. При этом важно понимать, имеют ли соответствующие знаки какой-то смысл в нашей стране. Скажем, символы, говорящие о составе пластика, – имеют, поскольку пластик у нас тоже перерабатывается, хотя и не везде. Кстати, состав пластика каждый производитель, в том числе в России, маркирует самостоятельно. Если же отечественная продукция помечена зарубежными экознаками, право на использование которых предоставляют специальные организации, то почти всегда это – нечестная реклама, и не более того.

Однако не все так плохо. Пусть медленно, но национальная экомаркировка входит в жизнь. Так, еще пять лет назад стараниями российского отделения "Гринпис" внедрен знак "Свободно от хлора", получивший широкое хождение (товары, помеченные этим знаком, стали пользоваться повышенным спросом). Заметная активизация усилий по распространению экомаркировки наблюдается на региональном уровне. В Санкт-Петербурге в настоящее время реализуется программа "Экология и человек", предусматривающая маркировку продукции, отвечающей европейским экологическим нормам, знаком "Листок жизни".

Нельзя, конечно, не отметить, что до тех пор, пока отечественный потребитель смотрит главным образом на ценник, а производитель живет исключительно сегодняшним днем, добровольные вложения в охрану природы, да и в собственное здоровье, в значимых масштабах едва ли будут возможны. Но уже тот факт, что зарубежные экомарки у нас стали активно подделывать, вселяет определенный оптимизм. Пусть в России пока нет "Дуальной системы", нет даже практики раздельного сбора мусора, а индустрия переработки отходов находится в зачаточном состоянии; тем не менее, "Зеленую точку" рисуют, люди за нее платят – значит, это кому-нибудь нужно.

Выбор читателей